1 РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ М.Ю.Куприков, А.Ю.Сидоров, К.И.Сыпало Москва, МАИ, 5 июля 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ СЕМИНАР.
Advertisements

1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ШАБЛОНОВ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Двенадцатая международная научно-практическая конференция 31 января - 1 февраля 2012 г. Формирование новой.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Учебно-методический совет МАИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР 11 Москва, МАИ, 21 сентября 2011.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Разработка вузами основных образовательных программ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Транксрипт:

1 РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ М.Ю.Куприков, А.Ю.Сидоров, К.И.Сыпало Москва, МАИ, 5 июля 2011

22 Предпосылки разработки образовательных стандартов Статус национально-исследовательсокого университета Компетенции и требования промышленности Инновационная программ развития НИУ Ошибки и «неизмеримость» результатов обучения во ФГОС ВПО Унификация ООП в рамках университета Образовательный стандарт НИУ МАИ

33 Основные ограничения и возможности проектирования Требования образовательного стандарта должны быть «не ниже» требований ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки; Возможность изменения структуры циклов и их объема; Возможность введения дополнительных компетенций и результатов обучения; Возможность введения междисциплинарных (в том числе и «межцикловых») модулей; Возможность введения новых профилей, специализаций и даже направлений подготовки;

44 Основные принципы формирования образовательных стандартов НИУ МАИ 1.Постепенный ввод собственных стандартов, в первую очередь для направлений, подкрепленных профессиональными стандартами и требованиями; 2.Максимальное соответствие требованиям ФГОС ВПО с целью минимизации рисков ввода собственных стандартов, в том числе соблюдение структуры ООП и объема циклов; 3.Разработка собственных стандартов и соответствующих ООП в рамках жесткого регламента; 4.Введение общей минимальной гуманитарной, фундаментальной и общеинженерной компоненты в стандарты бакалавриата и специалитета; 5.Введение методики формирования структурированных, «измеримых» компетенций и результатов обучения, разработка матриц соответствия собственных результатов обучения с результатами по ФГОС ВПО; 6.Усложненные требования к рабочим программам дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации; 7.Обязательное внедрение проблемного обучения на базе концепции учебно- проблемных лабораторий; 8.Обязательное введение междисциплинарных курсов; 9.Создание единого информационного пространства ООП НИУ

55 Нормативная база перехода на уровневую систему НИУ МАИ ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров и магистров (утвержденные) и специальностям (проекты); Примерные образовательные программы бакалавриата и специалитета; Приказ 386 от «О разработке основных образовательных программам, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования»; Методические указания и рекомендации по проектированию учебных планов и формирования программ дисциплин; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП бакалавров НИУ МАИ; Положение об академическом рейтинге студентов МАИ; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП специалистов и магистров НИУ МАИ; Регламент проектирования, хранения, согласования, утверждения и применения ООП ФГОС ВПО в информационно-аналитической системе Университета (ИАСУ МАИ) ; Положение о дисциплинах по выбору студентов; Положение о военной подготовке; Положение об итоговой государственной аттестации, положение о курсовом и дипломном проектировании, положение о сессии; Положение о практике; Положения собственных стандартов НИУ МАИ

6 По каждому лицензированному направлению подготовки бакалавров и/или магистров и каждой специальности учебные планы должны разрабатываться по каждому профилю, магистерской программе и специализации отдельно для каждой формы обучения; Допускается только один учебный план на каждую форму обучения для каждого профиля или специализации, вне зависимости от количества выпускающих кафедр по данной ООП на одной территориальной площадке; Учебный график ООП одного направления обучения или одной специальности для каждой формы обучения должен быть одинаковым; Базовые части циклов ГСЭ. МЕН и ПД всех ООП одного направления подготовки бакалавров (один стандарт направления бакалавриата), одной специальности ( один стандарт специалиалитета ) должны быть одинаковы в части перечня дисциплин, их объема, содержания и итоговой аттестации, а также распределения их по семестрам на одной территориальной площадке. 6 Проектирование учебных планов: базовые принципы

7 Трудоемкость одного года обучения для всех форм обучения - 60 З.Е., включая практику, ИГА и экзамены. Распределение трудоемкости между семестрами одного года обучения может быть неравномерным, максимальная разница 8 З.Е.; Максимальный недельный объем учебных занятий (АЗ+СРС+ИГА+практики+сессии+факультативы) – 54 часа; Средний за все семестры обучения объем недельной аудиторной нагрузки для очной формы обучения не должен превышать 27 часов (без физкультуры и факультативов); Средний за все семестры обучения объем недельной аудиторной нагрузки для очно-заочной формы обучения не должен превышать 16 часов (без физкультуры и факультативов); Факультативы н военная подготовка не должны входить в ООП. Учебные занятия по военной подготовке проводятся методом «военного дня», экзамены и зачеты принимаются вне экзаменационной сессии по учебным планам, учебные сборы по военной подготовке проводятся в течение 4 недель в летние каникулы на 4-м курсе (только для специалистов); 7 Проектирование учебных планов: общие ограничения

8 Для семестра продолжительностью 16 и более недель теоретического обучения: 8 Допустимые варианты нагрузки студентов заданиями Для семестра продолжительностью 7-16 недель теоретического обучения:

9 1 зачетная единица для аудиторных занятий соответствует 36 академическим часам (по 45 минут); Трудоемкость одной недели итоговой государственной аттестации – 1,5 зачетных единицы; Трудоемкость практик устанавливается из расчета от 1,0 до 1,5 З.Е. (от 36 до 54 часов) в неделю в зависимости от вида работ; Трудоемкость одного экзамена в сессию принимается равной 0,75 З.Е. (27 часов) ; Продолжительность одной лекции, одного практического занятия (семинара) – 2 академических часа, одного лабораторного занятия – 4 академических часа ; 9 Проектирование учебных планов: зачетная единица

10 Трудоемкость одной дисциплины в з.е. должна быть целым числом большим или равным 2 (для ДСВ 1 З.Е. Для многосеместровых дисциплин объемом 3 и более З.Е. допускается распределение объема по семестрам с кратностью 0,5 З.Е. (например 1,5 и 1,5); Изучение дисциплины объемом 3 и более З.Е. должно завершаться проставлением оценки; Для дисциплин рекомендуется использование модулей. Модуль - самостоятельная дидактическая единица, имеющая собственное название и трудоемкость 2 З.Е. Модуль в учебном плане выделяется как отдельная дисциплина с указанием распределения нагрузки, видов промежуточной и итоговой аттестации и распределения по семестрам. 10 Проектирование учебных планов: дисциплины

11 Вариативная часть цикла ГСЭ для всех профилей одного направления должна быть одинакова в части перечня дисциплин, их объема и итоговой аттестации, а также распределения их по семестрам. Разработчики самостоятельно выбирают вариант реализации цикла ГСЭ, формируя перечень ДСВ на основе требований ФГОС относительно объема частей цикла ГСЭ и перечня реализуемых компетенций; Базовая часть цикла ГСЭ: обязательные дисциплины, обеспечиваемых на уровне университета с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 1 Вариативная часть цикла ГСЭ формируется из числа дисциплин, предлагаемых для включения в вариативную часть цикла ГСЭ, обеспечиваемых на уровне университета, с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 2 При наличии резерва зачетных единиц в базовой части цикла ГСЭ допускается переносить дисциплины из вариативной части в базовую. Для дисциплин вариативной части, имеющих множество возможных значений объемов, разработчики должны выбрать одно из рекомендуемых значений и самостоятельно определить распределение их по семестрам. В вариативную часть цикла рекомендуется вводить дисциплины, расширяющие уже существующие в базовой части, но имеющие отличные от них названия. 11 Проектирование учебных планов: цикл ГСЭ

12 Базовая часть цикла ГСЭ бакалавриата

13 Вариативная часть цикла ГСЭ бакалавриата

14 Базовая часть цикла МЕН бакалавриата

15 Базовая часть цикла ПД бакалавриата

16 Вузовская часть цикла ПД бакалавриата

17 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ГСЭ) Группы специальностей подготовки специалистов Группа 1:160100, , , , Группа 2: , , , Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета История400212Э Философия40013,4 Э Экономика3Кафедру ИНЖЭКИНа о разработчик ООП 66Э Иностранный язык8Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 1,2,3,4 З Дисциплины для включения в вариативную часть цикла ГСЭ, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Культурология{2,3}00421З, ЗО Политология300378Э Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 5,6 З, Э Правоведение200177З Социология{2,3}00934Э Основы менеджмента{3,4}Кафедру определяет разработчик ООП 99Э Психология и педагогика{3,4}00943Э Русский язык2Кафедра русского языка21З

18 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ПД) *Только для модуля «Начертательная геометрия» Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Прикладная геометрия: - начертельная геометрия; - инж. и компьютер. графика; - компьютерный дизайн, и т.п. {4,5,7,10}904+выпускающиекафедр ы 1*2*ЗО Механика - сопротивление материалов - ТММ - ДМ - прикладная механика Возможный объем: {0, 2,4,6,8,10,14} Метрология, стандартизация {2,4}Кафедру определяет разработчик ООП Определяет разработчик ООП Безопасность жизнедеятельности 487Э Экономика отрасли{2,3,4}Кафедру ИНЖЭКИНа определяет факультет 88Э Введение в специальность2Кафедру определяет разработчик ООП 1(2) З УИРС8Выпускающая кафедра3-10 БРС

19 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП магистров НИУ МАИ (общенаучный цикл) Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины, обеспечиваемые на уровне университета или факультета История и методология науки и техники (по направлениям) 4Определяет разработчик ООП 12З Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 2,3 Э

20 Дисциплины по выбору студентов При разработке учебных планов профильных бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО каждая дисциплина, отнесенная к дисциплинам по выбору студентов, должна иметь как минимум одну альтернативу, с отличающимся названием, но реализуемую в рамках одного и того же объема и вида отчетности; При разработке учебных планов бакалавров без профиля выпускающие кафедры должны в качестве дисциплин по выбору студентов в циклах МЕН и ПД предоставить пакет дисциплин одинакового объема, определяющий специализацию выпускников по выпускающей кафедре. При этом в каждый пакет может входить разное число дисциплин, реализующих различные дополнительные, по отношению к ФГОС ВПО, результаты обучения и компетенции и имеющих различный объем и виды отчетности. По всем дисциплинам по выбору студентов должны быть в полном объеме подготовлены рабочие программы дисциплин и модулей модулей, в сроки, определенные Приказом ректора от ; Заведующие выпускающими кафедрами должны предоставить возможность студентам, обучающихся на этих кафедрах, выбрать индивидуальные траектории обучения посредством их распределения в подгруппы по изучению выбранных ими дисциплин; Заведующие обеспечивающих кафедр должны обеспечить проведение занятий по всем альтернативам ДВС в соответствии с учебными планами

21 Разработка структурированных компетенций Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применениеприменяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА

22 Концепции бакалавра в НИУ МАИ (бакалавр без профиля) Направление подготовки …. (стандарт направления) Единая базовая часть, обеспечивающая выполнение компетенций и результатов обучения стандарта Единая вариативная часть, обеспечивающая выполнение компетенций и результатов обучения стандарта и ООП Специализация выпускающей кафедры 1 Безальтернативный пакет ДВС, обеспечивающий специализированные компетенции и результаты обучения выпускающей кафедры Специализация выпускающей кафедры k …..

23 Цели концепции: Подготовка команды специалистов, владеющих сочетанием комплекса компетенций, знаний и навыков для ускорения адаптации у работодателя; Выполнение части НИР, НИОКР, изготовления опытной продукции силами студенческих коллективов; Реклама и формирование имиджа коллектива; Стимулирование научно-педагогических коллективов преподавателей Концепция учебно-проблемных лабораторий Идея концепции: Создание лаборатории по проблематике Заказчика с целью выполнения учебных НИР и НИОКР под руководством профессорско- преподавательского состава кафедр и с привлечением экспертов из промышленности Комплексное обучение студентов в процессе выполнения исследований на основе индивидуальных и коллективных консультаций в рамках регламента работ, определенных Заказчиком; Формирование конкурирующей среды проектного коллектива, выработка новых форм мотивации студентов и профессорско-преподавательского состава кафедр; Оценка результатов обучения на основе уникальных результатов исследований;

24 Структура учебно-проблемных лабораторий

25 Рабочие программы дисциплин: иерархия Рабочая программа дисциплины Справочник промежуточной аттестации Учебно-методическое, материально-техн., информационное обеспечение Аннотация Место дисциплины Справочник модулей Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник разделов Содержание Матрица соответствия Фонд оценочных средств

26 Рабочие программы дисциплин: аннотация Учебный план ФГОС ВПО ООП профиля/программы/специализации Аннотация дисциплины Компетенции, ЗУВ Доп. компетенции, ЗУВ З.Е., Лк, ПЗ, ЛР, КП/КР, РГР. СРС Объем 3000 зн. Номер направления, название профиля/программы/специализации; Обеспечивающий факультет, кафедра Список общекультурных, профессиональных, специальных компетенций; Список ЗУВ; Формы организации учебного процесса; Трудоемкость; Текущий, рубежный, промежуточный контроль; Содержание дисциплины (характеристика предметной области) Обеспечивающая кафедра

Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник содержания дисциплины) 27 Рабочие программы дисциплин: содержание дисциплины Справочник модулей Справочник разделов Справочник дидактических единиц Справочник лекций Справочник ПЗ Справочник ЛР Модуля (Название) Раздела (Название): Дидактическая единица (название) иерархия, краткое содержание Лекции (тема лекции), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; тип лекции, используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ПЗ (тема ПЗ), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ЛР (наименование ЛР), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации …

Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник фондов оценочных средств) 28 Рабочие программы дисциплин: фонды оценочных средств Справочник модулей Справочник разделов Справочник тестов Справочник типовых заданий Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник промежуточной аттестации Модуля (Название) Раздела (Название): Тестовые вопросы по разделу (список, варианты ответов) Домашние задания, типовые расчетные работы, рефераты (список, тематика, трудоемкость); Курсовые работы и проекты (тематики, названия, типовые варианты, трудоемкость); Рубежный контроль: контрольные работы, коллоквиумы, тестирование тематика, трудоемкость, перечень вопросов и задач; Промежуточный контроль: вопросы на экзамен и/или зачет, вопросы для тестирования

29 Цель создания системы: Реализация единых, в рамках всего университета: -банка данных ФГОС ВПО, учебных графиков, учебных и семестровых планов; -банка данных рабочих программ модулей, дисциплин, практик, УМК по дисциплинам; -банка данных студентов, групп, учебных ведомостей, приказов, шаблонов расписаний; -банка данных запросов, отчетов и аналитических справок; -АРМов кафедры, деканата, учебно-методического и учебного отделов, электронных журналов, электронной библиотеки и т.п.; -системы подготовки учебных и учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные пособия, описания лабораторных и курсовых работ, тестов и т.п. 29 Информационно-административная система университета

30 Структура информационно-административной системы Архитектура системы: клиент-сервер; Платформа разработки: 1С 8.2; Клиентские приложения: Windows- приложение, Интернет-приложение Дополнительные возможности: -Расширяемость системы решениями от 1С: Кадры, Бухгалтерия; -Совместимость с Интернет- платформой Битрикс; -Поддержка производителя;

31 Структура информационно-административной системы

32 Роли пользователей: -Администратор системы; -Сотрудники отдела и УМО; -Ведущие методисты направлений и специальностей; -Методисты профилей и специализаций; -Преподаватели. Функции: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 32 Информационная система: «Основная образовательная программа» - функции

33 Создание пользователей : -Ведущие методисты направлений и специальностей (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Методисты профилей и специализаций (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Преподаватели (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); Разработка проектов учебных планов: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 33 Информационная система: «Основная образовательная программа» - использование

34 Регламент работы по проектированию ООП (ИАСУ)

35 Информационная система: Учетные записи и ресурсы Необходимая информация от предполагаемых пользователей системы: -Фамилия, Имя, Отчество; -Контактная информация (кафедра, должность, рабочий и мобильный телефон); -Адрес электронной почты; -Предполагаемое направление или специальность подготовки студентов; -Предполагаемый профиль или специализация подготовки Ресурсы системы: -Инсталляция клиента, Руководство пользователя: (пункт «Отдел основные образовательные программы …», раздел «Информационно-административная система») - -Электронный адрес «Отдел основные образовательные программы …» -Электронный адрес УМО АРК -Контактный телефон: 8(916) (моб), 8(499) (раб) Сыпало Кирилл Иванович