ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ
Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания
Формы чувственного познания Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение
Формы рационального познания Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие
Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий
Основные мыслительные операции анализсинтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на частиобъединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему
Роль практики в познании Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Практика Основа познания Критерий истинности знаний Цель познания
Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика!
Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Наука – основная форма познания стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений
Уровни научного познания Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания ПСУ Чувственные формы познания ОВП ТеоретическийЭмпирический
Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов, научных прогнозов предположение
Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата. Эмпирические методыТеоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслителоьный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование
Основные отрасли научного познания Науки Фундаментальные (физика, химия и т. д.) Прикладные (агрономия, зоотехния и т. д.) По предмету и методу познания ЕстественныеТехническиеОбщественныеГуманитарные Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика
Специфика познания общества Социальное познание Объект и субъект познания совпадают Сложность изучаемого объекта Изучаемые события и явления неповторимы Методы социального познания ограничены