Отраслевая подготовка специалистов по направлению "Инноватика" и MBA (Управление инновационно- технологическим бизнесом на транспорте) в МИИТ Тарасова В.Н.
На базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно- исследовательских институтов нужно создать научно-образовательные центры по инновационному развитию транспорта. (из выступления Д. Медведева по поводу 200-летия транспортного ведомства и транспортного образования в ноябре 2009 г.) Качественное развитие - это диверсификация, снижение сырьевой зависимости, модернизация и индустриализация России. (из выступления В. Путина на Съезде Союза машиностроителей России в мае 2011 г.)
ФГОС 2 поколения по направлению «Инноватика с 2003 г. – подготовка специалистов с 2005 г. – подготовка бакалавров с 2009 г. – подготовка магистров ФГОС 3 поколения по направлению «Инноватика» С 2010 г. – подготовка магистров в рамках международной образовательной программы «Глобальные инновации и технологический менеджмент» совместно с Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия) С 2011 г. – подготовка бакалавров по профилям «Управление исследованиями и разработками» «Управление инновациями»
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины – 2144 часов ( 27% ) Математические и общие естественнонаучные дисциплины – 2008 часов (26%) Инженерно-технические дисциплины – 1832 (24%) Организационно-управленческие дисциплины – 1828 (23%)
Разработка технологических стратегий развития бизнеса (выбор базовых технологий и техники, определение направления развития производственной мощности и др.) Обеспечение конкурентоспособности предприятия (по качеству, по производительности, по эффективности и др.) Организация и планирование инновационных проектов и программ инновационного развития предприятия Мониторинг и анализ инновационной активности предприятия, оценки инновационного потенциала и его использования Разработка схем коммерциализации результатов НИОКР как внутри предприятия, так и во внешней среде Формирование стратегии управления интеллектуальной собственностью
Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины – 504 часа (23%) Математические и естественнонаучные дисциплины – 324 часа (14%) Инженерно-технические дисциплины – 288 часов (13%) Организационно-управленческие дисциплины (в инновационной сфере) часов (50%) Обучение по совместной образовательной программе в Лаппеенрантском технологическом университете (Финляндия)
Анализ инновационной активности неоднородных субъектов инновационной деятельности Сравнение результатов инновационной деятельности в неоднородных областях Прогнозирование результатов инновационных проектов различного типа Мониторинг инновационной деятельности Разработка стратегий инновационного развития и составление плана инновационных преобразований
11 Сфера деятельности Центра – кластер железнодорожно го транспорта Транспортные предприятия Предприятия транспортной инфраструктур ы Предприятия – производители железнодорожн ой техники Организации подготовки кадров Центры исследований и разработок
Ученые – специалисты НП «ОПЖТ» МИИТ Создание научно- методического обеспечения организации, планирования, мониторинга и стимулирования инновационной деятельности Разработка эффективных бизнес-моделей инновационных процессов Развитие международного сотрудничества в инновационной сфере Выполнение НИОКР с высоким бизнес-потенциалом Удовлетворение кадровых потребностей в инновационной сфере Создание базы, обеспечивающей рост инновационной активности на железнодорожном транспорте Организация трансфера результатов НИОКР на железнодорожном транспорте
Система мониторинга инновационного развития предприятий включает: многокритериальную рейтинговую оценку ожидаемых результатов инновационной деятельности; анализ уровня инновационной активности Экспертная система позволяет: - сформировать рейтинговую сопоставимую и однозначно интерпретируемую оценку текущей и перспективной инновационной активности отдельных предприятий - производителей железнодорожной техники; транспортного машиностроения
Критерии формирования команды Состав участников определяется целями и задачами проекта Каждый участник проекта должен обладать достаточными профессиональными компетенциями в своей области Участники команды должны быть способны работать вместе, на общие цели проекта (психологическая совместимость и синергетический эффект) Идеология работы – проектное управление 14
Оценка компетенций в инновационной сфере деятельности Выявление дефицита знаний, умений и навыков конкретных специалистов для эффективного участия в инновационных проектах и разработка индивидуальных программ подготовки Привлечение компетентных специалистов для реализации инновационных проектов Формирование кадрового резерва для инновационной сферы деятельности 15
Выявление потребностей в повышении компетентности менеджеров и специалистов по управлению инновациями Индивидуальные программы развития компетенций: - по содержанию; - по глубине освоения; - по продолжительности; - по методам обучения; - по организации процесса обучения (место, время) Распространение опыта реализации инновационных проектов в отрасли Подготовка команд для реализации инновационного проекта из числа сотрудников предприятия (комплектация, обучение, консалтинг) 16
Разработка Положения о Конкурсе: - условия и критерии; - номинации; - сроки; - порядок подведения итогов; - награды Организация и сопровождение Конкурса: - обработка документов; - информационное сопровождение; - организация заседаний оргкомитета; - подготовка церемонии награждения 17
Тарасова Валентина Николаевна, профессор Заведующий кафедрой «Инновационные технологии» МИИТ Генеральный директор малого инновационного предприятия при МИИТ «Центр консалтинга в инновационной сфере» Телефон: Факс: