Тема: «Дорога чести князя Андрея Болконского» Автор: Павшок Людмила Павловна, Кичерская средняя образовательная школа, учитель русского языка и литературы. ( )
План урока. 1.Сообщение темы и цели урока. 2.Проблемный вопрос. 3.Словарная работа. 4.Осмысление эпиграфов. 5.Работа с иллюстрацией «Прощание отца с сыном» и текстом романа. 6.Беседа с учащимися по вопросам темы урока, сопровождающаяся анализом текста романа и обращением к иллюстрациям: «На поле Аустерлица», «На балу», «На Бородинском поле», «Раненый Андрей», «Наташа у постели умирающего князя Андрея» 7.Обобщения и выводы по теме урока. Принципы изображения Толстым положительных героев. 8.Работа по опорному положению темы: «Путь идейно- нравственных исканий Андрея Болконского». 9.Анализ домашнего задания.
Цель урока: Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. Проблемный вопрос: Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Словарная работа. ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)
Иди с Богом своей дорогой, твоя дорога – это дорога чести. Толстой Лев Николаевич. Война и мир. т. 3, ч. 2,гл. 16 Нравственный путь князя Болконского – это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни. В. Е. Красовский
«У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей, первые уступают последним: несписанные ближе мне. Андрею предшествовал граф Зубцов, а большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известная среди декабристов), только потом я назову его Болконским» (Из беседы Л. Н. Толстого с Русановым)
Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! А вот этого, батюшка, вы могли мне и не говорить.
«Любовь- есть Бог и умереть- значит мне, частице любви, вернуться к вечному источнику,-» думает князь Андрей, чувствуя, что умирает. Т.1.,Ч.1.,ГЛ.16.
Способность к духовной эволюции – черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрея Болконского. Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать – вот нравственная доминанта романа «Война и мир». Не прекращающая работа души, вечный поиск – это печать избранности, признак одаренности, внутреннего благородства.
Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского». Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды» год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева
Домашнее задание. 1.Подготовить сообщения. Первая группа Вторая группа Третья группа «Пьер в салоне Шерер» «Пьер возле умирающего отца» «Пьер на именинах Наташи» 2.Ответить на вопрос: «Согласны ли вы со словами Пьера, что «если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…»