Основные направления психологической науки Ассоциативная психология. Психоанализ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления психологии Александр Елисеенко. О чем сегодня будем говорить ? А о чем шла речь в прошлый раз ? Что запомнилось ? Какие возникли вопросы ?
Advertisements

Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт.
Карл Густав Юнг Выполнила Щербина К.А Группа 122.
Карл Густав Юнг Мокроусова Ольга Юрьевна Группа МТ-310.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа
Психология личности.. Ключевые вопросы: Соотношение понятий: Соотношение понятий: человек–индивид–личность– индивидуальнос ть Уровни функционирования.
Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович Проверила: преподаватель Анастасия Владимировна Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович.
Зигмунд Фрейд Подготовили: Атясова Екатерина Балдина Ангелина.
Исполнила: Мустапаева В.А. 2 ПЛ. Краткая история психоанализа Основные понятия и техники психоанализа Роль психоанализа в психологическом консультировании.
Структура личности Inimeseõpetus Julia Kjahrenova 1.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Выполнила : студентка 1 курса 5 группы Балакирева Анна Сергеевна.
Тема: «Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда» Подготовил : студент 1 курса Мухаметов Тимур Специальность: Информатика.
Лекция 4 Психологическая концепция сознания. СОЗНАНИЕ высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно- исторических условий формирования человека.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Транксрипт:

Основные направления психологической науки Ассоциативная психология. Психоанализ.

План лекции: Ассоциативная психология: Ассоциативная психология: Предпосылки возникновения ассоциативной психологии (Т. Гоббс, Дж. Локк) Предпосылки возникновения ассоциативной психологии (Т. Гоббс, Дж. Локк) Давид Гартли: основоположник ассоцианизма Давид Гартли: основоположник ассоцианизма Теории Джеймса и Джона Стюарта Милля Теории Джеймса и Джона Стюарта Милля Психоанализ Психоанализ Основные идеи психоанализа Основные идеи психоанализа Концепция З. Фрейда Концепция З. Фрейда Аналитическая психология К.Юнга Аналитическая психология К.Юнга Индивидуальная психология А.Адлера Индивидуальная психология А.Адлера

Предпосылки возникновения ассоциативной психологии Томас Гоббс: В мире нет ничего, кроме материальных тел; В мире нет ничего, кроме материальных тел; Ассоциации – это связанные следы ощущений; Ассоциации – это связанные следы ощущений; Ассоциации – универсальный закон психологии. Ассоциации – универсальный закон психологии.

Предпосылки возникновения ассоциативной психологии Джон Локк: введение термина «ассоциация»: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»; «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»; Образование простых идей из сложных путём различных операций (соединение, сопоставление и т.д.); Образование простых идей из сложных путём различных операций (соединение, сопоставление и т.д.); Ассоциация – «неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». Ассоциация – «неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их».

Теория Давида Гартли ( ) "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Учение о вибрации: Учение о вибрации: Малый круг: белое вещество мозга – основа психической жизни Большой круг: от органов чувств через мозг к мышцам – регуляция поведения

Теория Давида Гартли Психика состоит из: ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта), представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта), чувств (отражающих силу вибрации). чувств (отражающих силу вибрации). В основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге.

Теория Джеймса Милля ( ) Сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации; Сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации; Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные).

Теория Джона Стюарта Милля ( ) «Ментальная химия» – возникновение из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур сознания; «Ментальная химия» – возникновение из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур сознания; Главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания; Главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания; Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

Психоанализ. Основные идеи. Понимание психического развития как мотивационного, личностного; Понимание психического развития как мотивационного, личностного; Представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду; Представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду; Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных; Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных; Идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает. Идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает.

Бессознательное Декарт: за пределами сознания – физиологическая деятельность мозга; Декарт: за пределами сознания – физиологическая деятельность мозга; Лейбниц: бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений; Лейбниц: бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений; Кант: связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании; Кант: связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании; Гербарт: несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств; Гербарт: несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств; Шарко: отличная от сознательной психическая деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Шарко: отличная от сознательной психическая деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Теория Зигмунда Фрейда Взгляды З. Фрейда можно разделить на три области: 1. Теория личности, 2. Метод лечения функциональных психических заболеваний, 3. Теория общества.

Бессознательное у Фрейда Бессознательное – энергетическая основа личности, отвечающая за мотивы, автоматизмы, стереотипы и подпороговое восприятие; Бессознательное – энергетическая основа личности, отвечающая за мотивы, автоматизмы, стереотипы и подпороговое восприятие; Два основных инстинкта: к жизни – Эрос и к смерти – Тонатос; Два основных инстинкта: к жизни – Эрос и к смерти – Тонатос; Энергия Либидо – специфическая энергии, связанная с инстинктом жизни; Энергия Либидо – специфическая энергии, связанная с инстинктом жизни; Принцип удовольствия. Принцип удовольствия.

Представления Фрейда о личности Сверх-Я (Super-Ego) Я (Ego) Оно (It) Сознание Предсознательное Бессознательное Структурная модель Топографическая модель

Механизмы психологической защиты Больше 20-и (разделяются на первичные и вторичные). Важнейшие: Вытеснение Вытеснение Регрессия Регрессия Рационализация Рационализация Проекция Проекция Сублимация Сублимация

Развитие личности по Фрейду Основа развития – либидозная энергия. Этапы развития личности отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Три этапа: 1. Либидо – объект 2. Либидо – субъект 3. Либидо – объект

Стадии психосексуального развития по Фрейду 1. Оральная: 0-1 год. Инфантильность, зависимость. 2. Анальная: 1-3 года. Упрямство, жестокость, аккуратность. 3. Фаллическая: 3-6 лет. Эдипов комплекс и комплекс Электры. 4. Латентная: 6-13 лет (до полового развития). Интеграция в общество. 5. Генитальная: после полового созревания.

Методы терапевтической работы Метод свободных ассоциаций Метод свободных ассоциаций Интерпретация сопротивления Интерпретация сопротивления Интерпретация трансфера Интерпретация трансфера Анализ сновидений Анализ сновидений

Аналитическая психология Карла Густава Юнга Эго Личное бессознательное Коллективное бессознательное

Типология личности Юнга 2 направленности личности: 1. Экстраверсия 2. Интроверсия 4 психические функции: Рациональные: 1. мышление 2. чувства 2. чувства Иррациональные: 3. ощущения 4. интуиция 4. интуиция В сочетании: 8 типов

Индивидуальная психология Альфреда Адлера Основные положения: 1) Фиктивный финализм (представление о конечной цели); 2) Стремление к превосходству; 3) Чувство неполно ценности и компенсации; 4) Общественный интерес; 5) Стиль жизни; 6) Творческое Я.