Человеческое измерение политики. Права человека. А.Ю.Сунгуров Введение в специальность Лекция 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
Advertisements

ЦЕЛЬ: ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕЙ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Права человека.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Личность, право, общество, государство. Правовое государство. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
МДОУ 59 «Белоснежка». 1) Равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. (Энциклопедический словарь) 2) Особый род неотъемлемой моральной.
«Правовой статус личности в России» Конституция Российской Федерации.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Обществознание 11 класс МОУ «Зубово-Полянская средняя школа 1» Учитель: Пестов Анатолий Александрович.
Защита прав человека: роль государства и общества. Александр Сунгуров Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной России и проблемы толерантности»
Формы социальной регуляции медицинской деятельности
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
один из видов регуляторов общественных отношений ; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Транксрипт:

Человеческое измерение политики. Права человека. А.Ю.Сунгуров Введение в специальность Лекция 7.

Гуманизм политики Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче – получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче – получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. Вторая задача - придание политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Вторая задача - придание политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев, Введение в политологию, М., 1995) (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев, Введение в политологию, М., 1995)

Принцип гуманизма Предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремление к счастью. Предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремление к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности

Нравственность и мораль Гуманизм в форме идей человеколюбия оказывает свое влияние на общество и политику через мораль и право. Гуманизм в форме идей человеколюбия оказывает свое влияние на общество и политику через мораль и право. Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека. Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией Влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть. Влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Что такое «совесть»? Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики

Мораль и политика: общее Главные общественные функции морали и политики совпадают. Главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя она часто очень далека от выполнения этих задач. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя она часто очень далека от выполнения этих задач. Политика возникает из регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Политика возникает из регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Политика выступает формой объективизации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Политика выступает формой объективизации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, суд выполняет функцию угрызений совести. Так, суд выполняет функцию угрызений совести.

Мораль и политика: различия В основе морали – ценности, а в основе политики – интересы. В основе морали – ценности, а в основе политики – интересы. Требования морали – абстрактно-нормативны, а политики – конкретны. Требования морали – абстрактно-нормативны, а политики – конкретны. Политика направлена по вне и целесообразна, ориентирована на достижение цели Политика направлена по вне и целесообразна, ориентирована на достижение цели Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков Мораль всегда индивидуальна, политика носит групповой характер Мораль всегда индивидуальна, политика носит групповой характер Политика ситуативна, требования морали – универсальны Политика ситуативна, требования морали – универсальны Политика - опора на силу, мораль – на санкции совести. Политика - опора на силу, мораль – на санкции совести.

4 подхода к отношениям политики и морали Морализаторский подход. Морализаторский подход. Политика вне морали – они автономны. (Николо Макиавелли) Политика вне морали – они автономны. (Николо Макиавелли) Политика – это зло. Непримиримые противоположности – Бакунин, марксисты, Бердяев. Политика – это зло. Непримиримые противоположности – Бакунин, марксисты, Бердяев. Компромиссный подход. Этика ответственности и этика убеждений М.Вебера. Компромиссный подход. Этика ответственности и этика убеждений М.Вебера.

1. Морализаторский подход «Как нравственность христианская имеет в виду существование царства Божия внутри отдельного человека, так Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества, как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств» «Как нравственность христианская имеет в виду существование царства Божия внутри отдельного человека, так Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества, как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств» В.С.Соловьев. Сочинения. В 2 т. Т.1 М., С.59 В.С.Соловьев. Сочинения. В 2 т. Т.1 М., С.59

В.С.Соловьев – русский религиозный философ

2. Политика вне морали. Политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности. Политика же – область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности. Политика же – область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Н.Макиавелли, ставя в центр проблему эффективности политики, все же сохранял как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения. Н.Макиавелли, ставя в центр проблему эффективности политики, все же сохранял как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения. Крайний случай - В.И.Ленин: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» Крайний случай - В.И.Ленин: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»

Никколо Макиавелли (1469, Флоренция – 1527, Флоренция) – итальянский политический деятель, мыслитель, существенно повлиявший на развитие политической философии (1469, Флоренция – 1527, Флоренция) – итальянский политический деятель, мыслитель, существенно повлиявший на развитие политической философии

Политика – это зло, как противоположность морали М.А.Бакунин: «Политика и ее главный носитель – государство именно и значит – насилие, господство посредством насилия, замаскированного и откровенного» М.А.Бакунин: «Политика и ее главный носитель – государство именно и значит – насилие, господство посредством насилия, замаскированного и откровенного» Н.А.Бердяев: У меня отвращение к «политике», которая есть самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывания его вовне. Она всегда основана на лжи…Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей» Н.А.Бердяев: У меня отвращение к «политике», которая есть самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывания его вовне. Она всегда основана на лжи…Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей»

4. Компромиссный подход. Этика ответ- ственности и этика убеждений М.Вебера. Исходит из необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. Исходит из необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. «Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов о обусловливает особенность всех этических проблем политики» «Именно специфическое средство легитимного насилия… в руках человеческих союзов о обусловливает особенность всех этических проблем политики» М.Вебер. Избранные произведения, с М.Вебер. Избранные произведения, с. 701.

Проблема институционализации нравственных требований Законы, «правила игры» должны учитывать человеческую натуру Законы, «правила игры» должны учитывать человеческую натуру Постановка нравственных целей Постановка нравственных целей Выбор адекватным им и реальной ситуации методов и средств Выбор адекватным им и реальной ситуации методов и средств Учет в процессе деятельности моральных принципов Учет в процессе деятельности моральных принципов Обеспечение эффективности политики Обеспечение эффективности политики Главное направление институционализации сегодня – Главное направление институционализации сегодня – Права человека. Права человека.

Что такое «Права человека»? П.Ч. - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. П.Ч. - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. П.Ч. носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление ПЧ – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.Ч. носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление ПЧ – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. (Российская юридическая энциклопедия, М., 1999) (Российская юридическая энциклопедия, М., 1999)

Права человека - это неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения. Основное понятие естественного права. П.ч. объединяют гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права целых сообществ (дети, нацменьшинства, народы и т.д) неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения. Основное понятие естественного права. П.ч. объединяют гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права целых сообществ (дети, нацменьшинства, народы и т.д) (Политологический словарь, М, 1993) (Политологический словарь, М, 1993) "Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам«. (Британская энциклопедия, т.6, 1998) "Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам«. (Британская энциклопедия, т.6, 1998)

Марек Новицкий – польский физик, активист «Солидарно- сти», правозащит- ник, педагог

Из лекции Марека Новицкого: Термин "Права человека" относятся только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного "права" означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Термин "Права человека" относятся только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного "права" означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Наличие у человека конкретной "свободы" ( в контексте "права и свободы человека") означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. Наличие у человека конкретной "свободы" ( в контексте "права и свободы человека") означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства., которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни (личное достоинство, напротив, зависит от образа жизни человека и его поведения) В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства., которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни (личное достоинство, напротив, зависит от образа жизни человека и его поведения) Можно сказать также, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть. Можно сказать также, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть.

Синтетическое определение: "Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек- государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком"

Повсеместное признание Существования у человека некой совокупности «естественных прав» (human rights), которых его никто не может лишить никаким законом (law) Существования у человека некой совокупности «естественных прав» (human rights), которых его никто не может лишить никаким законом (law) Пришло после II мировой войны, когда надо было определить, на каком основании надо казнить фашистских руководителей. Пришло после II мировой войны, когда надо было определить, на каком основании надо казнить фашистских руководителей. Они же не нарушали никаких законов, а новые, «людоедские» принимали абсолютно законным способом. Они же не нарушали никаких законов, а новые, «людоедские» принимали абсолютно законным способом. Это выявило ущербность чисто позитивистской трактовки права Это выявило ущербность чисто позитивистской трактовки права

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПРАВО? Право, будучи наукой о добре и справедливости, призвано быть основанием для отличия дозволенного от недозволенного (Цельс) Право как совокупность законов, существующих в данной стране (позитивистская концепция) Естественное право - как сумма требований, рожденных объективными условиями жизни, естественным ходом вещей

Права человека: поколения и типы Первое поколение: личные, гражданские и политические Первое поколение: личные, гражданские и политические Второе поколение: социально- экономические годы ХХ века Второе поколение: социально- экономические годы ХХ века Третье поколение - «право народов на достойную жизнь и развитие» е годы ХХ века Третье поколение - «право народов на достойную жизнь и развитие» е годы ХХ века Права индивидуальные и коллективные Права индивидуальные и коллективные

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (начиная с эпохи буржуазных революций; но: система стратегий исключения) Негативная концепция свободы = отсутствие принуждения 1. Ограничение вмешательства со стороны государства с помощью правовых и институциональных механизмов 2. Установление равных для всех и всем известных правовых границ реализации прав и свобод; беспристрастное рассуживание споров о правах

ПРАВО НА ЖИЗНЬ И СВОБОДУ (Абсолютные права) 1. Личные права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на тайну частной жизни, на защиту чести, на свободу передвижений и выбор места жительства, свобода совести, свобода мнений

2. Политические права и свободы: свобода слова и право на информацию, избирательные права, свобода ассоциаций, свобода митингов и демонстраций, свобода обращений 3. Экономические права: право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжаться своей рабочей силой, свобода контракта

Пикет на Невском, у Гостиного, 20 августа 1991 г.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (конец XIX – вторая половина ХХ века) Позитивная концепция свободы = реальная возможность осуществить свою волю наравне с др. людьми Возложение на государство и др. агентов обязанности обеспечить материальные условия для равной реализации некоторых экономических, социальных и культурных прав Аккумуляция ресурсов Распределение ресурсов = ДИСТРИБУТИВНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ (Относительные права) Экономические права: право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др. Социальные и культурные права: право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на жилище, на образование, на доступ к культурным ценностям и др.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (конец ХХ века - ?) «Права солидарности» ??? = права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе ИЛИ Коллективные права ??? = права, которые могут осуществляться не отдельными людьми, а коллективом, общностью, нацией

1. Права народов»: ( по аналогии с правами индивидов?) право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими природными ресурсами, на благоприятную окружающую среду, на равноправие с др. народами, на развитие и др.

2.Права маргинальных групп которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными возможностей по осуществлению общих прав и свобод: права детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей расовых и национальных меньшинств и др.

Проблемы с Третьим поколением Кто является субъектом прав человека – исключительно индивиды или индивиды и группы? Могут ли права народов рассматриваться по аналогии с правами человека? Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран? Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран и групп? Правомерна ли «позитивная дискриминация», т.е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи прав человека?

Международная система защиты прав человека Глобальная: Система ООН, Декларация и Протоколы, Комитет и комиссии. Глобальная: Система ООН, Декларация и Протоколы, Комитет и комиссии. Трансрегиональные: Европейская конвенция, Совет Европы и Суд в Страсбурге; Трансрегиональные: Европейская конвенция, Совет Европы и Суд в Страсбурге; Американские, африканские, азиатские аналоги. Проблема: Ислам и права человека Американские, африканские, азиатские аналоги. Проблема: Ислам и права человека Региональные: ОБСЕ, Совет Балтийского моря, Северные страны, Вышеградская группа Региональные: ОБСЕ, Совет Балтийского моря, Северные страны, Вышеградская группа Двусторонние соглашения. Двусторонние соглашения. Наконец, Международная солидарность неправительственных организаций Наконец, Международная солидарность неправительственных организаций

Вяч. Пайдоверов, депутат и правозащитник из Йошкар-Олы и Л.М.Алексеева, Председатель МХГ, 4 ноября 2001 г.,

«Вредные вопросы» о правах человека Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально- культурная специфика в их понимании? Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально- культурная специфика в их понимании? Если - едины, то как это согласуется с представлениями Монтескье "О духе законов"? И не является ли такой подход европо-центрстским "прогрессорским" подходом ("мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья"). И не является ли это трансформацией колонизаторского подхода? Если - едины, то как это согласуется с представлениями Монтескье "О духе законов"? И не является ли такой подход европо-центрстским "прогрессорским" подходом ("мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья"). И не является ли это трансформацией колонизаторского подхода? Если едины, то тогда оправданы гуманитарные интервенции, но опыт Косова указывает на сомнительную эффективность такого подхода. Если едины, то тогда оправданы гуманитарные интервенции, но опыт Косова указывает на сомнительную эффективность такого подхода.

«Вредные вопросы»-2 Если все же существует национально- культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно/тоталитарных режимов? Если все же существует национально- культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно/тоталитарных режимов? Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия "права человека" лишь к конкретному историческому времени, но кто его может точно определить для конкретных регионов и/или социальных групп? Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия "права человека" лишь к конкретному историческому времени, но кто его может точно определить для конкретных регионов и/или социальных групп? Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека? Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

Мы коснулись сегодня таких имен, как: Цельс Авл Корнелий (ок. 25 г. до н.э.-ок.50 г.н.э) Цельс Авл Корнелий (ок. 25 г. до н.э.-ок.50 г.н.э) Николо Макиавелли ( ) Николо Макиавелли ( ) Шарль Луи Монтескье ( ) Шарль Луи Монтескье ( ) Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) Владимир Сергеевич Соловьев ( ) Владимир Сергеевич Соловьев ( ) Макс Вебер (1864 – 1920) Макс Вебер (1864 – 1920) Владимир Ильич Ленин ( ) Владимир Ильич Ленин ( ) Николай Александрович Бердяев ( ) Николай Александрович Бердяев ( ) Людмила Михайловна Алексеева (род г.) Людмила Михайловна Алексеева (род г.) Марек Новицкий ( ) Марек Новицкий ( ) Вячеслав Александрович Пайдоверов ( ) Вячеслав Александрович Пайдоверов ( )

Итак, мы рассмотрели сегодня Человеческое измерение политики и Человеческое измерение политики и Немного коснулись концепции Немного коснулись концепции Прав Человека Прав Человека Темой следующей лекции будет одно из центральных понятий политологии – Темой следующей лекции будет одно из центральных понятий политологии – Понятие ВЛАСТИ Понятие ВЛАСТИ

И, в заключение – вид Енисея зимой