Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.
Advertisements

Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
ЗПР (задержка психического развития) КОНЦЕПЦИЯ. По Лебединской К. С. задержки психического развития более чем у половины неуспевающих учеников являются.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Коррекционно- педагогическая работа Система коррекционной помощи детям.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения.
Транксрипт:

Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 6.Лечение и профилактика ЗПР 7.Список литературы

1.Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально- волевых) 2.ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.( «Краткий дефектологический словарь», 1964г) 3.Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.

В 30-50е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического развития, включая олигофрению, а для обсуждаемой группы детей использовался термин «психический инфантилизм» С начала 60х г. В клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития», а несколько позже – «временные задержки психического развития» Данные термины были предложены Г.Е.Сухаревой Условно можно выделить четыре основных периода развития психологической помощи детям с проблемами в развитии: 1.Описательный (XIX век, Эдуард Сеген; П.Я. Трошин) 2. Внедрение экспериментально-психологических методов ( конец XIX начало XX в, Э.Клаперед, М.Монтессори, А.Н.Грабов, В.П. Кащенко, П.П.Кащенко.) 3. Развитие психологической коррекции (Л.С.Выготский, А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже) 4. Интенсивное формирование практической психологии ( Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова 1994г.; Н.Н.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997 г.; Н.Я Семаго, М.М.Семаго 2000 г.; Дубровина И.В г; А.И. Захаров 1982 г., А.С Спиваковская 1988 г.; В.В.Горбузов 1990 г.)

- Обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.) - Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.

Существует несколько классификаций ЗПР: 1.Классификация В.В.Ковалева 1979 г. Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: - Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма) - энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС) - ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения) И четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией

Классификация К.С. Лебединской (1980) 1.ЗПР конституционального происхождения -истинный инфантилизм -гармонический или психофизический инфантилизм -психический инфантилизм 2. Задержка психического развития соматогенного генеза 3. Задержка психического развития психогенного генеза 4.Задержка церебрально-органического генеза.

М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют : 1. Неблагоприятное течение беременности: - болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); - хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); - токсикозы, особенно второй половины беременности; - токсоплазмоз; - интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; - несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); - асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы - наличие криминального окружения - Низкий уровень образования родителей 4. Наследственные факторы - Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы

- Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. - Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации - Не нарушены пороги абсолютной чувствительности - Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое - Имеются легкие нарушения речевых функций - Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения

1.Незрелость эмоционально-волевой сферы 2.Нарушение внимания 3.Нарушение восприятия 4.Особенности памяти 5.Проблема речи 6.Отставание в развитии всех форм мышления

Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые со­ответствуют его физическим и психическим возможностям; укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в кол­лективе сверстников и в семье; формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР. большое значение имеет также решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект, диагностика и коррекция стиля семейного воспитания, предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.

1.Игры со словами 2.Конструирование 3.Рисование (раскрашивание) 4.Гимностика для пальцев рук 5.Лепка, аппликация 6.Сюжетные игры

1. Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. 2. Необходимо показать новорожденного невропатологу. 3. Телесно-эмоциональный контакт.

1.Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год. 2.М.Б.Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.методич.пособие. 3.М.Б.Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В.Новгород, 2002 г. 4. И.И.Мамайчук «Психокоррекционная психология для детей с проблемами в развитии.» СПб: «Речь» 2004 год 5.И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» СПб: «Речь» 2004 год

Спасибо за внимание!