Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ
Структура среды ДОЛ КОМПОНЕНТЫ: 1.Пространственно-семантический 2.Содержательно-методический 3.Коммуникационно-организационный
1. Пространственно-семантический компонент включает: - архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в лагере; - символическое пространство ДОЛ (символика, атрибуты, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ДОЛ, концепции и программы оздоровительных смен, программы дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в лагере (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения оздоровительной смены и её отдельных этапов
3. Коммуникационно-организационный компонент включает: -особенности субъектов образовательной среды ДОЛ; -коммуникационную сферу; - организационные условия (особенности управленческой культуры).
Специфика и уникальность среды лагеря определяются: типовыми и видовыми особенностями лагеря; системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них;
Специфика и уникальность среды лагеря определяются: социальными контактами субъектов лагеря (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);
Специфика и уникальность среды лагеря определяются: информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.); фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам; предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
Специфика и уникальность среды лагеря определяются: средствами наглядности в лагере (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие); материальной и соматической составляющими среды (условия жизнедеятельности, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).
Психологическая безопасность состояние, характеризующее среду ДОЛ, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении.
Угрозы психологической безопасности среды 1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы
Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Проявления психологического насилия: публичное унижение; публичное унижение;оскорбление;высмеивание;угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания;игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. недоброжелательное отношение.
Угрозы психологической безопасности среды 2. Непризнание референтной значимости среды детского оздоровительного лагеря Следствие: ребенок стремится покинуть лагерь, отрицает ценности и нормы ДОЛ
Угрозы психологической безопасности среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников среды ДОЛ Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Угрозы психологической безопасности среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в детском оздоровительном лагере Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в ДОЛ; угроза психическому здоровью
Угрозы психологической безопасности среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов детского оздоровительного лагеря Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью угроза психическому здоровью
Результаты опроса вожатых ДОЛ о трудностях работы в лагере 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%). 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%). 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%). 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%). 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%). 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).
Принципы обеспечения психологической безопасности в среде ДОЛ принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип психологической защиты личности принцип психологической защиты личности принцип помощи в формировании социально-психологической умелости принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности
Условия организации безопасной среды в ДОЛ - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной среды ДОЛ, на гуманизацию отношений самих участников детской оздоровительной смены; - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной среды ДОЛ, на гуманизацию отношений самих участников детской оздоровительной смены; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях ДОЛ (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.); - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях ДОЛ (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
Условия организации безопасной среды в ДОЛ - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение смены; - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение смены; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности вожатых, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации. - повышение уровня психолого-педагогической компетентности вожатых, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Основные задачи организации безопасной среды в ДОЛ - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ДОЛ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда ДОЛ с последующей оценкой каждым участником – вожатым, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих современному лагерю); - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ДОЛ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда ДОЛ с последующей оценкой каждым участником – вожатым, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих современному лагерю); - отработать систему согласованных взглядов и представлений вожатых, педагогов, психологов, руководителей ДОЛ и родителей на образовательную среду лагеря как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Лагерь без стрессов»); - отработать систему согласованных взглядов и представлений вожатых, педагогов, психологов, руководителей ДОЛ и родителей на образовательную среду лагеря как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Лагерь без стрессов»);
Основные задачи организации безопасной среды в ДОЛ - обосновать условия организации такого типа среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за благополучие, развитие, оздоровление и отдых детей в ДОЛ, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать условия организации такого типа среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за благополучие, развитие, оздоровление и отдых детей в ДОЛ, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы вожатых, педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе летней оздоровительной смены; - обосновать комплекс методов и технологий для работы вожатых, педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе летней оздоровительной смены; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником взаимодействия; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником взаимодействия; - сформулировать конкретные рекомендации вожатым, педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в ДОЛ. - сформулировать конкретные рекомендации вожатым, педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в ДОЛ.
Спасибо за внимание! Ковров В.В. – заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность в образовании» Московского городского психолого-педагогического университета кандидат педагогических наук, профессор