Дидактическая система Л.В. Занкова Концептуальные основы
Основатель системы доктор педагогических наук академик действительный член АПН с 1955 г. старший научный сотрудник лаборатории обучения и развития учащихся НИИ общей педагогики АПН СССР Звание - «Заслуженный деятель науки РСФСР» Леонид Владимирович Занков ( )
Леонид Владимирович Занков Разработчик теории и практики второй в мире после Я.А. Коменского дидактической системы обучения Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития Относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии, дефектологии Аспирант и последователь Л.С. Выготского
Основные особенности дидактической системы Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а прежде всего их существенные, взаимообусловленные связи, на раскрытие которых нацеливается мысль ребенка.
Дидактическая система выстроена в ходе комплексного исследования проблемы соотношения обучения и развития школьников, с опорой на знания о ребенке, которые дают смежные науки: психология, физиология, дефектология, социология.
Единство частей образовательной системы обеспечивают новые дидактические принципы, соответствующие цели и задачам системы общего развития, единство предметных методик – открытые Л.В. Занковым типические свойства методической системы.
Л.В. Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность системы, сотрудничество: «учитель-ученики-родители» и реализовал его в процессе обучения.
Л.В. Занков первым выдвинул и обосновал положение о том, что в школе нет главных и второстепенных учебных предметов, каждый из них имеет свое важное значение для общего развития ребенка.
Л.В. Занков ввел в педагогику понятие «прямые» и «косвенные» пути учения школьников, доказав доминирующую роль в их соотношении косвенных путей.
Авторы системы ввели перекрестное изучение результативности обучения и развития школьников: 1) по трем генеральным линиям отношения человека к действительности: наблюдение, мышление, практические действия; 2) по уровням общего развития: мышления, воли, чувств школьника; 3) по уровням самоконтроля; 4) по уровням усвоения знаний, умений, навыков.
Теоретические и практические результаты исследования:. была доказана зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников, установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения, и характера отношений «учитель-ученики- родители» Создана новая дидактическая система, соответствующая современным образовательным задачам. Это целостная система, разработанная во всех ее частях: цель, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, система изучения успешности обучения и развития школьников, полный учебно- методическийкомплект. Целостность дидактической системы дает учителю технологию «развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей». С 1996 года система стала государственной наряду с традиционной и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Система широко востребована творчески работающими учителями: ее используют 25% учителей начальных классов во всех регионах России.
Цель системы: достижение оптимального общего развития каждого школьника при сохранении его психического и физического развития
Дидактические принципы системы 1)обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 2)ведущая роль теоретических знаний; 3)быстрый темп изучения материала; 4)осознание процесса учения; 5)работа над развитием всех учащихся, как слабых, так и сильных; 6)постоянная забота о психическом и физическом здоровье каждого ребенка.
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности нельзя понимать принцип прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения; принцип требует постепенного повышения трудности в преподаваемом материале. правило от легкого к трудному конкретизируется как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. принцип предполагает развитие именно из сотрудничества. Термин сотрудничество определяет характер помощи, которую следует оказывать ребенку при затруднении. мера трудности имеет не абсолютный, а относительный характер.
Ведущая роль теоретических знаний принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале; ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы; имеется в виду не любая трудность, а трудность, заключающаяся в познании взаимосвязи явлений, их внутренней существенной связи;
Быстрый темп прохождения материала противопостоит топтанию на месте. Жвачка - злейший враг развития, - говорил Л.В. Занков. нет однотипности упражнений при прохождении одной темы; более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей; Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом повторение ведется так, что ранее изученное вступает в иной связи с прохождением нового и сопровождается открытием в нем изученных сторон и новых граней. Такое повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их более углубленное понимание.
Работа над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых поддерживает высокую гуманную направленность новой дидактической системы; Педагоги принимают ребенка таким, какой он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении.
Осознание процесса учения принцип обращен на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности.
Постоянная забота о психическом и физическом здоровье каждого ребенка Постоянная забота о психическом и физическом здоровье каждого ребенка
Типические свойства методической системы Многогранность Процессуальность Коллизии Вариантность
Многогранность Многогранность применительно к учебному процессу проявляется через многообразие деятельности школьника, через вовлечения его разносторонней психической деятельности: эмоциональной, волевой, интеллектуальной, эстетической. По своему содержанию многогранность характеризует прежде всего разностороннюю психическую деятельность ребенка: мотив (особое место занимает потребность в познании), учебные действия, его эмоциональные переживания.
Процессуальность Процессуальность - это такое типическое свойство методической системы, которое обеспечивает непрерывное общее развитие ученика и предполагает раскрытие сущности изучаемого материала в совокупности с постоянным возвратом к ранее пройденному на основе органической существенной связи старого с новым. Органическая связь старых и новых знаний по их существенным признакам, обеспечивая широту знаний, позволяет не топтаться на месте.
Коллизии Для правильного выполнения нового задания нужна актуализация прежних способов действий, и в то же время преодоление прежнего опыта, поиски операций и их последовательности, соответствующих получаемому теперь новому заданию. Коллизии - свойство, из которого следует, что в учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).
Вариантность Вариантность проявляется в конкретной работе учителя во время изучения той или иной темы. Можно менять темп изучения заданий и последовательность, если не нарушается логика изучения. Одним из путей организации на уроке учебной деятельности всех учащихся является варьирование меры помощи сильным и слабым детям. Наиболее существенной формой вариантности методической системы является изменение способов общения между учителем и классом, между детьми на уроке и вне урока. Система рассчитана на со- творчество, со-трудничество, со-переживание.