А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Медиаобразование» (Москва), президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе ТГПИ им. А.П.Чехова Введение в медиаобразование © Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov
Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование Медиаграмотность Медиакомпетентность Медиавосприятие Медиавоздействие
Медиа (media) – средства массовой коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)
Медиатекст (media text, Media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа
Медиаобразование - это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике (ЮНЕСКО).
Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение аудиторий закономерностей массовой коммуникации – прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. (Сокращенный вариант определения из Российской педагогической энциклопедии. М.,1993).
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [Федоров, 2001, с.38].
Методологическая база Теории ведущих ученых в области исследования массовой коммуникации, философии, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения и др. наук
Подходы к медиаобразованию Интегрированный – через уже имеющиеся учебные предметы (Л.С.Зазнобина, Е.А.Бондаренко и исследовательская группа лаборатория медиаобразования и технических средств обучения Российской Академии образования, А.В. Спичкин и др.)
Подходы к медиаобразованию Факультативный – создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла (О.А. Баранов, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Л.М. Баженова и исследовательская группа лаборатории экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования и др.)
Подходы к медиаобразованию Специальный – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.)
Предмет медиаобразования Система медиа и ее разнообразные функции в обществе Медиатексты (медийные сообщения)
Цели медиаобразования Развивать способности к критическому, демократическому мышлению/критической автономии личности на медиаматериале Развивать способности к восприятию, идентификации, декодированию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов Обучать знаниям социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов Развивать коммуникативные и творческие способности личности Обучать людей экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты. Давать знания по теории медиа и медиакультуры [включая такие ключевые понятия, как «агентство медиа» (agency), «категория медиа» (category), «язык медиа» (language), «технология медиа» (technology), «репрезентация медиа» (representation), «аудитория медиа» (audience) и т.д.] Давать знания по истории медиа, по истории медиакультуры
Методы медиаобразования Словесные (рассказ, лекция, беседа, диалог, анализ, дискуссия и т.д.) Наглядные (просмотр аудиовизуального материала) Репродуктивные Исследовательские Эвристические Проблемные Игровые
Дидактические принципы медиаобразования социокультурное развитие личности в процессе обучения (активный диалог, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный эмоциональный фон); систематичность и доступность наглядность проблемность научность связь теории с практикой
Этапы реализации медиаобразовательных подходов Развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в т.ч. – критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д. Развитие креативных практических умений на материале медиа (практическая составляющая) Получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая)
Способы учебной деятельности Дискриптивный (пересказ медиатекста) Личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст) Аналитический (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения) Классифкационный (определение места произведения в историческом контексте) Объяснительный (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части) Оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев)