СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ? СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ Образовательные цели и результаты рассматриваются с точки зрения деятельной парадигмы; С позиций деятельного подхода главной целью обучения и воспитания является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся; Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т.е универсальных (метапредметных) действий.
Что нужно учителю для достижения этих разноплановых задач? Для этого недостаточно: только учебника классической триады «учебник – рабочая методическое пособие»
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно-образовательной средой : 1)комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2)совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) 3)системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде
Центральное место в современной информационно образовательной среде принадлежит учебно-методическому комплексу
Комплект или комплекс? Вопрос не просто терминологический, а содержательный. Для торговых операций привычнее и понятнее термин комплект Реально в обеспечении образовательного процесса – происходит переход от создания комплектов к формированию комплексов (умк)
Чем комплекс отличается от комплекта Главных отличий - три: избыточное количество ресурсов ( без этого невозможно строить индивидуальные траектории обучения) функциональное разнообразие составляющих ( без этого невозможна реализация освоения учащимися различных видов деятельности) системность всех составляющих (единство методологии, методики, структуры и пр.)
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. ФГОС: ИОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
СТРУКТУРА предметной ИОС «СФЕРЫ» ГЕОГРАФИЯ Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс Вспомогательные информационные ресурсы Вспомогательные информационные ресурсы Электронное картографическое пособие «География. Мир» Электронное картографическое пособие «География. Россия» Интерактивные картографические пособия для 6-10 классов Аудиокурс Настенные карты Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК
Главные проблемы внедрения УМК в практику Неготовность ( и нежелание) значительной части учителей Неготовность системы педобразования к обучению новым педагогическим технологиям Неготовность рынка к правильному позиционированию и продвижению нового типа продукта Высокая цена
Как правильно позиционировать УМК на рынке? «Жесткость» позиционирования УМК как системы рыночно ограничивается: высокой ценой существующей системой закупки учебной литературы Поэтому рыночно УМК – не жестко построенная система
Как можно рыночно позиционировать УМК УМК – практическая реализация концепции продажи товара по принципу «паровоз – вагоны». Главный товар – паровоз. Вагоны располагаются рядом. Какой длины состав сформирует покупатель зависит от мастерства выкладки товара и умения продавца сформировать желание купить по максимуму
Паровоз УМК (двухсекционный локомотив) - учебник с электронным приложением Определяет соответствие УМК требованиям ФГОС
В чем главная ошибка позиционирования УМК Практика разрушает эффективную маркетинговую стратегию, заложенную самой сутью УМК: Паровоз стоит отдельно от вагонов Каждый вагон стоит в своем депо Покупатель не понимает, что ему предлагают состав
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ – КОМПЛЕКСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ИНТЕГРИРУЮЩИЙ МНОГИЕ ВИДЫ КОНТЕНТА И ФУКНЦИИ УМК ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ РАЗНЫЕ ТЕХНОГОЛОГИЧЕСКИ- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ (ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР, СЕТЬ КОМПЮТЕРОВ, КОМПЬЮТЕР-ЭКРАН, КОМПЬЮТЕР-ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ И МЕТОДИЧЕСКИ «СОСТЫКОВАН» С УЧЕБНИКОМ И ДРУГИМИ СОСТАВНЫМИ УМК СОДЕРЖИТ РАЗНООБРАЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В РАЗНОГО ТИПА МЕДИАРЕСУРСАХ ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ, ТАК И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ « СФЕРЫ » Основные структурные единицы ЭП: учебник; тренажер; экзаменатор. Вспомогательные медиаресурсы: терминологический словарь; таблицы; хрестоматия; биографический справочник; коллекция изображений (фото, видео, анимации). Личные папки Основные структурные единицы ЭП учебник каталог журнал помощь Медиаресурсы анимации атлас биографии хрестоматии словарь это интересно фотоизображения рисунки схемы и таблицы слайд-шоу практические работы контроль тренажёр Личные папки (Избранное) « СФЕРЫ »
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕСУРСОВ ИОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПО ТИПАМ РЕСУРСОВ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ В СТРОГОЙ ПРИВЯЗКЕ К ДИДАКТИЧЕСКИМ ЕДИНИЦАМ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОГО КУРСА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ В ЛЮБОЙ ИХ КОМПОНОВКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ УРОКА (ИЛИ ПРИ САМООБУЧЕНИИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПО ЗАДАННОМУ АЛГОРИТМУ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОГИКОЙ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ Основной элемент ЭП – электронный разворот Органичная связь содержания ЭП с учебником Привязка мультимедиа- ресурсов к активным зонам Выделение ключевых элементов содержания в качестве активных зон Возможность выхода на ресурсы через их каталог, организованный в соответствии с их типами
Системное единство учебника и электронного приложения обеспечивает взаимосвязь содержания обучения и способов действий : придает результатам социально и личностно значимый характер предоставляет возможность индивидуальной траектории в изучаемой области и более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися существенно повышает мотивацию и интерес к учению обеспечивает одновременное формирование компетентностей в любой предметной области познания дает возможность использования дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний