Этапы исследовательской работы
"Перестройка" методической работы учителей 1. Различение понятий "учебно-методическая" и "научно- методическая" работа. 2. Единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе. 3. Перспективное проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой (временный экспериментально-исследовательский коллектив) форм методической работы: 4. Планирование промежуточных и конечных результатов в индивидуальной работе, которые отражаются в картах ЭИР. 5. Создание межпредметных объединений учителей: 6. Дифференцированный подход в оценке методической работы учителя.
Подходы к оценке экспериментально- исследовательской работы учителя 1. Определение уровня исследовательских умений. 1 уровень (соответствует уровню профессионального становления). 2 уровень (уровень стихийного самосовершенствования). 3 уровень (уровень планомерной рационализации и оптимизации педагогического процесса и результатов труда). 2. Экспертиза готовой продукции экспериментально- исследовательской работы учителя с целью выявления соответствия требованиям к практическим авторским разработкам, представляемым в различных формах 1 этап. Оформление и выполнение экспериментально- исследовательской работы 2 этап. Защита результатов экспериментально-исследовательской работы
Этапы исследовательской работы Диагностический этап 1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения современного состояния вопроса. 2. Определяется и анализируется противоречие. 3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия (как правило, в форме вопроса).
Этапы исследовательской работы Прогностический этап 1. Определяется объект исследования. 2. Устанавливается предмет исследования. 3. Формулируется цель исследования. 4. Выдвигается научная гипотеза. 5. Ставятся задачи исследования. 6. Планируются методы и средства исследования.
Этапы исследовательской работы Методы научно-педагогических исследований 1. Педагогическое наблюдение. 2. Беседа. 3. Методы моделирования. 4. Метод причинно-следственного анализа. 5. Анкетирование и интервью. 6. Социометрические методы. 7. Метод ранговых оценок. 8. Метод обобщения независимых характеристик. 9. Метод педагогического консилиума. 10. Метод изучения и анализа документации. 11. Изучение и обобщение передового педагогического опыта (педагогической науки). 12. Статистический метод. 13. Метод самооценки. 14. Педагогический эксперимент: констатирующий (изучение соответствующих педагогических явлений); уточняющий(проверка гипотезы); формирующий (преобразующий, созидательный); контрольный (обеспечивает возможность оценки «+» или «-» проведенного формирующего эксперимента).
Этапы исследовательской работы Организационный этап 1. Определяются сроки и база исследований. 2. Составляется план экспериментальной работы: изучение литературы и документации по проблеме; разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности; сбор и обработка эмпирических данных; уточнение аппарата исследования; организация экспериментального исследования: 1) проведение констатирующего педагогического эксперимента; 2) осуществление преобразующего эксперимента; 3) изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4) проверка гипотезы констатирующим экспериментом; 5) проведение отсроченного эксперимента.
Этапы исследовательской работы Практический этап 1. Оформление теоретического материала по проблеме. 2. Проведение эксперимента и анализ полученных данных. 3. Корректировка методик и построчное проведение эксперимента. 4. Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
Этапы исследовательской работы Обобщающий этап 1. Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы. 2. Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).