Методологические основы управления инновациями Владикавказ 2012
Этимологический экскурс в латинско-русский словарь novo – переделывать, реформировать (т.е.изменять по форме, формально) innovo – обновлять по сути, т.е. качественно изменять Важно понимать, что качественные изменения (в какой бы сфере они ни происходили) всегда имеют социальные последствия. Если таковых нет, – значит проведенные изменения не были инновационными Nihil est innovandum – никто не меняется (фраза из Кодекса Юстиниана)
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (1) Имеет характер совершенствования, рационализации существующей системы, допуская изменение отдельных ее элементов Осуществляется в рамках общепризнанных норм (теорий, подходов, методологий, парадигм) Имеет системный характер, связана с открытием новых направлений деятельности, созданием новых технологий, обретением нового качества результатов деятельности Выходит за рамки существующих норм
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (2) Ограничена по своему масштабу и времени реализации По форме экспериментальна, поскольку апробирует частные нововведения, пришедшие «сверху» Имеет системный, целостный характер и потому весьма продолжительна (в Финляндии – с 1970 года) Связана с организацией условий и пространства для качественно новой, иной деятельности, поэтому требует проращивания, культивирования этой деятельности изнутри
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (3) Организуется «вертикальное» информирование субъектов практики, передача им локального новшества «из рук в руки»; способ управления новацией чаще всего – административный Происходит полное обновление позиций субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы – прежде всего «снизу», активно поддерживаемое «сверху» (в идеале)
Различение содержания понятий «новация» и «инновация» (4) Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» теории и практики
Инновация forever Полноценно инновационными были такие глобальные «проекты», как «животноводство», «земледелие», религия (в доктрине евроцентризма – христианство) Безусловно инновационным для России ХХ века (и не только для нее) стал большевизм Ярчайший инновационный прорыв новейшего времени – изобретение Интернета (а, скажем, изобретение ксерокса – только новация) К нашему времени осознано, что инновации – самые эффективные средства достижения стратегических целей (социально-экономических, социально- культурных, технико-технологических), недоступных в рамках традиционных моделей
Инновационная образовательная политика политически провозглашенная стратегическая цель – становление России как конкурентоспособного члена мирового сообщества XXI века Ключевым, критическим условием этой способности выступает человеческий ресурс Этот ресурс способно развить только образование – а) осознанное обществом в качестве универсальной ценности и б) реально ставшее таковой (и в этом – двойной вызов!)
Образование в XXI веке становится (уже стало) инновационным проектом, имеющим стратегическую цель Ключевые методологические вопросы: эта цель – чья? как соотносятся интересы субъектов «образовательного целеполагания»? эта цель для них – самоцель или лишь средство достижения других целей? Каких?
«…проращивание, культивирование деятельности изнутри…» Какой деятельности и чьей? ФГОС ( общенациональный заказ ) учредитель (муниципальный заказ) социум (УС ОУ) родители (социальный заказ) школьники (персональный заказ) ОУ (учителя-«медиумы»)
Двойной вызов: социализация социума в диалоге о качестве образования Экстраординарная и первоочередная сверхзадача: создание общественно-образовательного экспертного сообщества (сообществ) Образовательная политика (на всех уровнях): здесь возникает диалог сообществ, объективно являющихся элементами (прото)гражданского общества Образовательная программа как «площадка площадок» и «проект проектов»: в этой деятельности складывается базовое экспертное сообщество: «проращивание, культивирование деятельности изнутри»
Пространство взаимодействия ОП ОУ (УС, публичный доклад, паспорт школы) Внешние партнеры по реализации ОП ОУ Мedia (школа – родители, школа – общество)
Главной ценностью образования становится оспособление (имеют способность и знают способы) людей к диалогу в интересах продуктивного социального, межкультурного и профессионального взаимодействия
Персональный заказ на качество образования Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание, реализация принципа «himselfmade man») Принцип LLL (lifelong learning) Принцип LLL (lifelong learning) Человек есть цель и средство самого себя
Моё образование / моё «Я» Человек способен иметь (получить, присвоить) только «своё» образование «Школьное знание» и личный опыт: что значит «знать»? - - знать физику? - знать историю? - знать литературу? Какова их роль для моего Я?
Мало сказать, что сверхзадача образования состоит в социализации юного человека; важно понимать, что она должна вести его не к встраиванию в наличную систему отношений (через недолгие годы многое изменится до неузнаваемости), а к пониманию, как подобные системы функционируют, как и от чего зависит их эффективность и как ему приобрести максимально возможный опыт по осознанию себя самостоятельной личностью, способной к самообразованию и саморазвитию ради достижения собственной социально позитивной жизненной цели и жизненного качества. Это – генеральная смысловая рамка инновационной проектной проблематики в любой подсистеме образования
Благодарю за внимание!