Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский Государственный Университет - УПИ Имени первого президента России Б.Н. Ельцина Факультет гуманитарного образования ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Эволюция дизайна сотовых телефонов на разных этапах развития культуры (на примере NOKIA) Выполнил: студент ГО Булдырева Н. А. Проверила: ДФН Быстрова Т. Ю. Екатеринбург 2009
Оглавление 1. Определение 2. Схема 3. Функции дизайна: Гуманизирующая Созидательная Утопическая Эстетическая 4. Значение дизайна телефона 5. Развитие дизайна сотовых телефонов 6. Вывод 7. Список литературы
Дизайн Дизайн творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
Схема
Функции дизайна Гуманизирующая Созидательная Утопическая Эстетическая
Гуманизирующая Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности человеческого бытия в процессе создания гармоничной вещной среды. Каждый человек обладает собственной системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет поддерживать и развивать ее, с другой – он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом в целом. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду.
Созидательная Дизайн постоянно стремится найти новые ниши в казалось бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно забытых вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире.
Утопическая В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь.
Эстетическая Для отдельно человека восприятие продуктов дизайна непосредственно связано с эстетическим удовлетворением. Вещь прекрасна, вещь безобразна. Дизайн сознательно творит красоту. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности.
Значение дизайна телефона Человек, чтобы пользоваться той или иной вещью, чтобы ему было удобно это делать, а главное, чтобы использовать ее по назначению, правильно, в нужное время, в нужном месте, должен «прочитать» эту вещь и истолковать те смыслы, которые в нее вложил дизайнер. Компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования, посвященного отношению россиян к сотовым телефонам и компаниям- производителям, работающим на этом рынке. Опрос проводился в январе 2008 года среди жителей 13 городов- миллионнников. Любопытны мотивы, по которым россияне будут выбирать себе новый телефон. 54% ориентируются на дизайн телефона, 42% обращают внимание на удобство навигации (меню), 37% - на наличие камеры, 28% - на продолжительность работы аккумулятора, по 24% - на наличие органайзера и качество звука, 18% - наличие MP3.
Развитие дизайна сотовых телефонов. Выпуск первого массового GSM- телефона NOKIA 1011 состоялся 10 ноября 1992 года. Аппарат весом 450 грамм, толщиной 45 мм, оборудован внешней антенной, был более громоздким, чем современные модели. Появление этого телефона стало толчком к преодолению отчуждения человеческого бытия в процессе создания гармоничной вещной среды. Дизайн создает не только новую вещественность, но и новую человечность. Первый телефон – это обращение к преобразованию мира, к исследованию возможностей машинного века по усовершенствованию условий современной жизни.
Имиджевая модельная серия 8000 является примером первоклассного дизайна. В этом плане очень показательно сотрудничество Nokia с домом мод Kenzo. Телефон не предназначен для вытеснения существующих категорий, он скорее занимает нишу где-то между престижным модным аксессуаром и обычным телефоном. В сознании людей мобильный телефон - это что-то наподобие часов или солнечных очков. Можно утверждать, что мобильный телефон становится все более действенным средством выражения индивидуального стиля и вкуса. Компания начала эксперементировать с цветом – это возможность придать индивидуальность каждому и посредством этого выделиться из потребительской толпы. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.
Пришедшийся на конец ХХ века мобильный бум поменял все расклады. Рынок потребовал выпуска бюджетных решений. В этих условиях появилась первая из выделенных знаковых моделей – Nokia Это был самый массовый телефон за всю историю. Модель предлагала пользователю довольно компактные по тем временам размеры (113х48х22 мм), контрастный монохромный дисплей с подсветкой зеленого цвета, монофонические мелодии звонка,игры, функцию голосового набора. Создавая что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств,. Модная линия, форма, способ отделки приобретают значение, определяющее выбор из группы однородных по утилитарным характеристикам и комфортности продуктов. Потребительская идеология выражается не в накоплении аналогичных по полезности вещей, а в их замене следовательно, интенсифицирует его.
2002 Год – первый телефон на базе платформы Series 60, с цветным дисплеем и со встроенной камерой. Nokia стильный смартфон со множеством функций, превращающих его в неплохую комбинацию фотокамеры, наладонника и телефона., Nokia 7650 обладает довольно значительными размерами и весом. Дизайн создает предметы, которые в процессе «коммуникации» с человеком, когда человек осваивает их, превращаются в вещи. Вещь в культуре не существует автономно, до и вне человека, и всегда содержит возможность интерпретации, а современный человек находится в состоянии толкования. Человек, чтобы пользоваться той или иной вещью, чтобы ему было удобно это делать, а главное, чтобы использовать ее по назначению, правильно, в нужное время, в нужном месте, должен «прочитать» эту вещь и истолковать те смыслы, которые в нее вложил дизайнер. Дизайн помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением. Отличие вещей, созданных дизайнером, заключается в том, что они ориентированы не только на техническую и технологическую целесообразность, но и на пластическую выразительность, в том, что дизайнер «вынужден» создавать формы, представляющие собой «опредмеченный технологический процесс»
Гармоничный дизайн становится неоспоримым условием конкурентного преимущества в современных рыночных отношениях и играет важную роль в частной жизни человека. Дизайн становится не только эстетически предметным выражением духовной и материальной жизни человека, но и инструментом управления и контроля над обществом. Он формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность и одновременно будоражит ее. Последние модели телефонов – это мультимедийные компьютеры. Конструкция и габариты которых разработаны для современного человека.. Современный дизайн – это не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. Дизайн возникает в условиях промышленного производства и тиражирования форм, но с целью добиться соответствия этих форм параметрам человека. Массовое индустриальное производство и потребление не устраняют потребности в эстетически значимых вещах, учитывающих индивидуальные ценностные ориентации, пристрастия, вкусы, привычки.
Вывод Дизайн открывает широкие возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека. Дизайн в современном обществе – это, прежде всего, одно из условий получения прибыли. Дизайнерская деятельность протекает на стыке материальной и духовной сфер. Таким образом, дизайн несет в себе посредническую миссию. Он обеспечивает продуктивное взаимодействие между человеком и машинной формой так, чтобы обе стороны процесса не утратили бы своих существенных черт, одновременно оказываясь способными к этому взаимодействию. Всё большее значение приобретает дополнительная социально культурная потребительская ценность продукта, обусловленная качествами, привнесёнными особым трудом.. Однако всё большее значение приобретает другое содержание потребительской ценности визуальное выражение статуса. Стилистические признаки продукта, создающие веер символических различий однородных продуктов потребления, становятся самостоятельной ценностью. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем.
Список литературы Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001 Глазычев В.Л. О дизайне. М.,1970 [Глазычев В.Л.] Дизайн как он есть [Доньшин А.Ф.] Гуманистическая сущность дизайна. - onshin.htm onshin.htm