Автор: студентка социально- педагогического колледжа Светлана Внукова
Исторический аспект сказкотерапии ( автор Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева) Этапы развития : 1 этап – устное народное творчество; 2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.-Л. фон Франц, Б.Беттельхейм, В.Пропп и др.); 3 этап – психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности); 4 этап – интегративный, связанный с «формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы. сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Типология сказок 1.художественные (народные и авторские), 2. психотерапевтические, 3.психокоррекционные, 4.дидактические, 5. медитативные.
Задачи сказкотерапии в воспитательном аспекте ребенка с ограниченными возможностями 1) обращение к глубинному «Я» ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; 2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. 4) творческое самоопределение ребенка через осознание героев сказки и создание собственных героев.
Сказкатерапия как средство развития самопознания ребенка Осознания себя в окружающем мире; Раскрытие значимости окружающего мира для себя; Определение сущности и значимости жизни, ее составляющих ценностей; Философия сказки как средство познания философии жизни; Самоопределение себя в микрогруппе через осознание человеческих ценностей и определения их значимости для себя; Самовоспитание себя через образы сказок..
Философия сказки Образ моего «Я»через познание ценностей сказки; Образ «Я» и окружающей природы; Образ «Я» и ценности окружающего мира; Образ «Я» и общество. Творческие работы студентов (Философская сказка « Образ моего «Я»)
Теория Парацельса и волшебный мир сказок Основа теории Парацельса и возможности педагога в творчестве сказкой: Идея одухотворенности окружающего мира; Стихии природы – образы волшебных сказок: Духи Земли – Гномы; Духи воды – Ундины; Духи огня – Саламандры; Духи Воздуха – Сильфы. Творческие работы студентов по теории Парацельса (задание по сказкотерапии)
Литература Вачков И.В. Сказкотерапия (Развитие самосознания через психологическую сказку) –Ось Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии – С.-Пб Теория философского учения о жизни Парацельса.- М Шопенгауэр А. Мир как воля и представления.-Т.1.- М.1982.