Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара, 2010 год
обученияразвитиявоспитания единство Основная идея современного урока: единство Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения Триединая цель урока Обучающий аспект Воспитывающий аспект Развивающий аспект Основные задачи урока МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В.
С чего начинать подготовку к уроку? определить место темы в учебном курсе; четко определить и сформулировать для себя его тему; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Определить и четко сформулировать для себя, и для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Как спланировать учебный материал? Как спланировать учебный материал? Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедические, научно-популярные мультимедийные издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям Подобрать задания реализующие Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Продумать "изюминку" урока
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Сгруппировать отобранный учебный материал Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала: умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Спланировать контроль за деятельностью учащихся для этого необходимо продумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Подготовить оборудование для урока Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов, средств ТСО, и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Продумать домашнее задание его содержательную часть;. рекомендации для его выполнения.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Как подготовить конспект урока формальную; содержательную; аналитическую (составляется до и после проведенного урока). Конспект должен содержать три основные части: Формальная часть может выглядеть так: Урок __________ Тема: ____________ Цель: ____________ Задачи: обучающие: _____________ развивающие: ___________ воспитывающие: _________ Оборудование :____________ Последовательность отдельных этапов урока.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Содержательная часть состоит из двух этапов: тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Таблица может выглядеть так: Этапы урокаПредполагаемые действия УчителяУченика 1 2 … … n
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока: Класс: _______ Тема урока: _________ Тип урока и его структура: 1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока? 3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. 4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока: 6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч- ся? На каких этапах урока? В каких формах, и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся? 8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся. 9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. Структурные элементы урока: Этапы урока Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
МОУ «СОШ с Ленинское» 2010 год. Лобанов А.В. 6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. 7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. 8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. 9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. 11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.