Медианализ и медиапланирование Лекция 2
Медиамониторинг и его продукты 1.Продукты медиамониторинга 2.Количественный анализ 3.Искажение информации в СМИ
Медиамониторинг, предварительный этап Тезаурус необходимый и достаточный перечень слов, связанных с темой. Первичная обработка информации отсеивание материалов, не связанных с темой.
Продукты медиамониторинга Сепарирование ленты новостей отбор материалов по тематике своей компании. Составление подборки публикаций: – Клипинг полнотекстовый подбор материалов по теме в хронологическом порядке, никак не обработанных. – Дайджест краткое содержание статей. Составление календаря: ключевые события, выстроенные по датам. Составление справок, сводок и досье.
Продукты медианализа Аналитические записки: – Количественные табличка, в которую по датам (дням, неделям, месяцам) заносится количество опубликованных материалов. На основе таблицы строятся графики и диаграммы. – Качественные.
Примеры диаграмм
Коментарий к количествен- ному анализу
Контент-анализ (от content содержание) формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Основные процедуры контент-анализа 1. Выявление смысловых единиц: – понятия, выраженные в отдельных терминах; – темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; – имена, фамилии людей; – события, факты и т. п.; – смысл апелляций к потенциальному адресату.
Основные процедуры контент-анализа 2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа: – физическая протяженность текстов; – площадь текста, заполненная смысловыми единицами; – число строк (абзацев, знаков, колонок текста); – длительность трансляции по радио или ТВ; – метраж пленки при аудио- и видеозаписях; – количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Основные процедуры контент-анализа 3. Составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Искажение информации при передаче 1 фильтр написание пресс-релиза. 2 фильтр написание статьи журналистом. 3 фильтр собственная редактура СМИ. 4 фильтр редакционная политика. 5 фильтр читатель.
Подача материала
Этапы искажения информации 1.Интерпретации это редакционные оценки и суждения, комментарии привлеченных экспертов, используемая лексика и речевые штампы. 2.Устойчивая интерпретация интерпретация, которая начинает «кочевать» по разным СМИ.
Этапы искажения информации Стереотип форма, повторяющаяся без изменений в различных ситуациях, не зависящая от контекста. Слоган пример стереотипа Группа стереотипов сформированный устойчивый образ. Имидж пример группы стереотипов Картина мира = идеология, массовое сознание.
Ключевая точка Интерпретацию нужно доказывать, объяснять, аргументировать. Устойчивая интерпретация аргументы заменяются ссылками. Стереотипы не нуждаются в доказательствах.
Цепочка искажения информации Интерпретация Устойчивая интерпретация Стереотип Картина мира Группы стереотипов Шаблоны поведения Событие
«СМИ это средства массовой инкубации, которые выращивают в головах одинаковые картины мира».
Качественный медиаанализ ВАЖНО: 1.Отключить эмоции. Медиаанализ это вид научного текста, а не публицистического. 2.Исследовать не саму проблему, а ее информационный образ.
Задание к ближайщим семинарам: 1.Изучить язык запросов 2.Просмотреть повестки дня различных ИА 3.Выбрать тему, сделать первичную выборку 4.Сформировать тезаурус 5.Написать подробный запрос 6.Провести мониторинг 7.Осуществить первичный отсев
Литература: Дудихин В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Интернет. М. АСТ, НТ Пресс, с. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры URL: a.htmhttp://psyfactor.org/lib/k- a.htm Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., Печенкин И.А. Информационные технологии на службе разведки. Обзор современных программных средств обеспечения принятия управленческих решений. Конфидент