Русский язык как иностранный Предметы специальности «Издательское дело и редактирование» Общеуниверситетские курсы «Язык делового общения», «Основы практической грамотности», разработанные на основе базового курса «Русский язык и культура речи».
«Издательское дело и редактирование» Дисциплины, при изучении которых используется мультимедийные средства: «История книжного дела», «История письма», «Современный литературный процесс», «Стандарты в книжном деле», «Книговедение», «Редакторская подготовка изданий».
Русский язык как иностранный 1. Электронные презентации по лингвострановедению по грамматике русского языка как иностранного 2. Электронная версия тестов по русскому языку для иностранных студентов подготовительного отделения (программная оболочка Hot Potatoes, тестовый материал – учебное пособие «Лестница» М.Н. Аникиной).
Метод кейсов (сase study) Русский язык как иностранный: обучение неродному языку и развитие речи на этом языке требует активного включения говорящего/пишущего в речевую ситуацию и принятия решения по выбору того или иного речевого средства в этой ситуации.
Метод кейсов (сase study) «Язык делового общения», тема«Деловое письмо». Ситуации, в которых нужно создать определенный документ: «Вы отремонтировали комнату в общежитии за свой счет и хотели бы получить деньги за этот ремонт, так как ремонтировать общежитие должен университет»; «Вы восстановились из академического отпуска, документы находятся на оформлении, вам нужен документ для того, чтобы пройти в университет»; «Вас направляют на практику не в ту организации, по договору с которой Вы обучаетесь. Вам нужно получить направление в свою организацию» и др. Студенты принимают решение в предложенной ситуации, обсуждают и записывают текст.
Деловые игры В курсах «Язык делового общения», «Основы практической грамотности», «Риторика». 1. Активизируют познавательную деятельность. 2. Совершенствуют умение задавать вопросы в условиях деловой коммуникации. 3. Формируют умение совместно с преподавателем и другими студентами проводить анализ наиболее типичных вопросов и ответов, ошибок и правильных вариантов, в частности, в ходе собеседования при приеме на работу. 4. Совершенствуют умение оценивать содержание и речевое оформление текста при презентации проектов по теме «Самопрезентация». Оценивание проводится студентами с использованием технологии критериального оценивания (оценки вносятся в матрицу, в которой прописаны критерии и нормативы оценки).
Личностно-ориентированное обучение При составлении резюме, заявлений, объяснительных записок используется: 1. коллективное обсуждение; 2. личностно значимые ситуации; 3. редактирование анонимных текстов, составленных студентами других групп.
Проблемные ситуации в диалоге Активные формы диалога используются на практических занятиях по дисциплинам «История отечественной литературы», «Современный литературный процесс», при изучении темы «Деловая риторика»: 1. полемика, 2. дискуссия. Группа студентов делится на команды, отстаивающие разные точки зрения. Преподаватель предлагает проблемные, иногда провокационные вопросы для обсуждения с целью активизировать познавательную деятельность студентов.