(анализ рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Цель работы: Раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов. Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.
« Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины» М. Горький
«Цель моя- убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь- мы не знаем». А.П. Чехов
Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. « Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви »
Особенности «маленькой трилогии» Рассказы построены по общей композиционной схеме- по принципу «рассказ в рассказе» Позиция автора ясно не обозначена. Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.
Проблематика рассказов Чехов изображает различные формы «футлярной» жизни. В футляр заключены не только образ жизни человека, но и его чувства.
«Человек в футляре» Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.
«Крыжовник» Футляр- усадьба – идеал покоя, безумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья
«О любви» Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.
Вывод Рассказы рисуют разные проявления "футлярной жизни". "Футлярностью" заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник - учителем, общественный деятель - ветеринарным врачом.