Урок 4 8 класс
План урока. 1.Личность М.М.Сперанского. 2.Проект политической реформы. 3.Экономические планы. 4.Отставка М.М.Сперанского.
Задание на урок. Докажите,что рефор- мы М.М.Сперанс- кого действительно могли привести к ограничению абсо- лютизма в России?
После Тильзита Алек-сандр I решил восста-новить утраченный авторитет,продолжив реформы. В этот период при нем возвысился М.М. Спе- ранский.Он родился в 1772 г. в семье священ- ника. Окончив Духов-ную академия стал сек ретарем у Б.Куракина. Его деловые качества за- метили в «Негласном комитете» и в1806 г.он стал Статс-секретарем императора. 1.Личность М.М.Сперанского. М.М.Сперанский
Получив задание составить проект реформ,Сперанс-кий подготовил его в к г. «Введение к уложению го-сударственных законов предусматривало: -разделение властей, -создание Гос.Думы, -передача исполнительной власти министерствам, -Создание Гос.Совета- сове- щательного органа, -передача судебных функ-ций Сенату, -многоступенчатые выборы 2.Проект политической реформы. Ю.Хмелецкий. Романовы.Александр I. - установление 3-х основных сословий- 1.Дворянство, 2.«Среднее состояние»-ку-пцы, мещане, гос. кресть-яне. 3.«Народ рабочий»-кре-постные, рабочие, слуги. -политические права для 1-го и 2- го сословий, -гражданские права для 3-го сословия. -избирательное право для имущих сословий. Цель реформы-ограничение абсолютизма.
«Введение к уложению государственным законам» 1809г.(20) 1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 2. Выборность законодательных ветвей власти; 3. Государственная Дума – законодательный выборный орган во главе с назначенным царём канцлером, который формируется в результате непрямых 4-х ступенчатых выборов; 4. Т.о. население страны по проекту наделялось избирательным правом.
«Введение к уложению государственным законам» 5. Сенат – высший судебный орган, назначенный императором из пожизненных членов; 6. Государственный совет – совещательный орган при императоре, рассматривал все проекты законов до их поступления в Думу; 7. Министерства – орган исполнительной власти, подотчётен Государственному совету; 8. Права императора не были ограничены. Император – высшая законодательная и распорядительная власть.
«Введение к уложению государственных законов» 9. Все сословия наделялись гражданскими правами: личная свобода, право занятий, передвижений, участие в суде от своего имени, заключение имущественных сделок 10. Избирательным правом только лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства? - Проект означал отмену крепостного права.
М.М. Сперанский в 1812 г. В 1810г. был создан Гос. Совет, который должен был рассматривать все законопроекты и рассма тривать отчеты минис- терств. Сперанский был назначен госсекретерем. В 1811г.вводится единый регламент деятельности министерств. В 1811 г.был подготовлен проект Уложения Сена-та- он делился на Прави- тельствующий(местное самоуправление),и Су- дебный. Но этот проект не был принят. 2.Проект политической реформы.
Последствия и значение проекта политической реформы г. – манифест о создании совещательного органа при императоре Государственного совета – наведение порядка в подготовке и принятии законов, рассмотрение отчётов министерств по распределению государственных доходов и расходов. 2. Реформаторские поиски М.М.Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований. Но политическая реформа М.М. Сперанского – носила компромиссный характер. Это – шаг по пути превращения самодержавной монархии в Конституционную монархию. Почему?
Государственное устройство России в начале 19 века. 1. Император – высшая законодательная и распорядительная власть; 2. Госсовет –совещательный орган при царе; 3. Комитет министров – высший исполнительный орган; 4. Министерства (8-12); 5. Сенат – высший административно- судебный орган
Черты государственного устройства России в начале 19 века. 1. Россия по форме правления – самодержавная монархия 2. Отсутствие выборного представительного органа; 3. Все постановления имели силу закона только после утверждения их царём 4. Все высшие должности занимали только дворяне
Г.Мясоедов. Косцы. Участие России в континентальной блокаде резко ухудшило экономическое положение.Расходы пре-высили доходы в 2 раза.Выпуск ассигнаций вызвал инфляцию. План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: -прекращение выпуска ассигнаций, 3.Экономические планы.
-резкое сокращение государственных расходов, -объявление ассигнаций гос.долгом и постепенный их выкуп у населения, -введение налога на помещичьи имения, -проведение внутренних займов у населения, -введение дополнительных налогов на крестьян, -введение нового таможенного тарифа, Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на Сперанского. 3.Экономические планы. А.Венецианов На пашне.Весна
Деятельность Госсекре-таря подверглась резкой критике дворянст-ва. Её возглавил Н.М. Карамзин-идеолог ко-нсервативного тече-ния. Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвине-ния Сперанского в симпатиях к француз-ским порядкам, выну жден был в 1812 г. от-править его в отстав-ку, сначала в Н.Новго-род,затем в Пермь. 4.Отставка М.М.Сперанского. Н.М.Карамзин
Причины отставки М.М. Сперанского (уч.23) 1. Неготовность дворянства к преобразованиям, не поддержка дворянством реформ; 2. Нерешительность царя – боязнь повторения судьбы отца; желание сплотить общество накануне войны; 3. Не был представителем дворянского сословия – ненависть дворян к нему; 4. Обвинён в измене и сослан