1. Творческий метод, который упрямо держится за яркий человеческий характер, событийный, а не иллюзорно-неопределенный «сюжет», за свою любовь к человеку.
2. Направление в российской литературе последних лет, для которого характерно осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека. Произведения сторонников этого направления пропитаны детской свежестью чувств.
3. Новый тип сознания, характеризующийся глобальным кризисом иерархии ценностей. Разрушение иерархии ценностей базируется на идее равновеликости и равноправности всех элементов Вселенной, нет деления на «духовное» и «материальное», на «высокое» и «низкое», на «душу» и «тело». Ключевое понятие «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно, он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом.
4. Течение, которое своими корнями уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Современный натурализм, возродившийся в конце 80-х годов XX столетия, изображает в традициях натуральной школы беспросветную жизнь.
5. Течение неореализма, главная идея которого – идея личной ответственности, идея свободы, требующей индивидуальной проверки и примерки, убежденность в незавершимости и неразрешимости поединка личности с хаосом. Но натуралистические описания гармонизированы. Личность в поединке с хаосом жизни – главная тема.
6. Разновидность неореализма, представляющая фантастическую действительность через призму мифологического сознания.
7. Форма постмодернизма, использующая различные советские идеологемы политические, социальные и т.д. Это бойкое течение, часто откровенно агитационное, разрушительное (но со знаком минус по отношению к соцреализму, ко всей эпохе социализма), текстовая игра со штампами.
8. Игра речевыми и иными клише, идеями, символами, «языками культуры», но источник их – не один соцреализм, а множество идеологических сознаний, эпох. Все наслаивается друг на друга, живет в виде скрытых и явных цитат.
9. Авангардное течение, главный принцип которого заключается в невмешательстве, регистрационности конкретного мира: «Мы должны давать только обнаженные слова, без грамматических связей, без отвлеченных понятий, слова, обозначающие либо конкретные действия, либо конкретный предмет.»