Р АССКАЗЫ А НТОШИ Ч ЕХОНТЕ. Внеклассное чтение. Краткость – сестра таланта. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Литература, 5 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый г.
П РОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.. В чем ценность подготовленного вами рассказа? О чём он? Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется?
П ЕРЕД ВАМИ ЧЕТЫРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Н АЙДИТЕ ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ, ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР. «Заколдованное место». «Ночь перед рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота»
Р АБОТА ПО ВОПРОСАМ. 1. Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине. 2. Что нового вы узнали о А.П.Чехове? 3. Что заинтересовало вас в биографии писателя?
И ЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА "Т ОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ " Прослушивание аудиокниги: серия Школьная библиотека. Рассказы. А.П. Чехов (текст "2) Работа над выявлением стилевых особенностей рассказа А.П. Чехова. Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему? Давайте обратимся к заглавию. Что должно отражать заглавие(тему или основную мысль?) По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным. Вспомните названия рассказов, которые вы читали у Чехова, проверьте, так ли на самом деле. Первая стилевая особенность рассказов А.П. Чехова. (1. Простое, предельно краткое заглавие.)
К ОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА. Определите композицию рассказа "Толстый и тонкий". В чем особенность композиции данного рассказа?( в нем отсутствует развитие действия). Найдите завязку рассказа (" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий"). Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица.
- Кто уже нашел кульминацию ?("Я уже до тайного дослужился"). - Найдите развязку рассказа.("На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило"). - Давайте запишем еще одну стилевую особенность в тетрадь. Диалог - это еще одна особенность рассказов Чехова. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их неповторимости. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов. Говорящая деталь заменяет подробное описание.
П РИМЕНЕНИЕ. М. Горький так писал о Чехове: "Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно". Можете вы теперь сказать, почему эпиграфом к уроку взято именно это высказывание Чехова?
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовьте инсценирование по одному из рассказов. Ответьте на вопросы стр. 193.
Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.] – 8-е изд.- М.: Просвещение, – 318 с. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/, МР3. И СПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ.