Работу выполнили ученицы 10 «А» класса ГБОУ СОШ 2017 г. Москвы Петросян Кристина Прохорова Мария Руководитель: учитель русского языка и литературы Абакумова Светлана Алексеевна
Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир. Антуан де Сент-Экзепюри
Цель исследования: выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе, эволюция образа. Гипотеза: образ маленького человека встречается в литературе XIX-XX в. в связи с историческими событиями тех времен и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. Объект исследования: образ «маленького человека» в литературе XIX-XX в. Методы: - анализ прочитанного материала; - обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных; - сравнивание и сопоставление героев; - использование Интернет ресурсов
А.С.Пушкин. Стихотворенияе "Деревня" Обострение социальных противоречий в России их гг. (арачеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакции) восстание декабристов на сенатской площади 14 декабря 1825 года.
1)низкое положение в социальной иерархии; 2) страдание обуславливающееся слабостью и ошибками «маленького человека»; 3)острое восприятие переживаний; 4) «маленький человек» осознает свою ущербность, стремится доказать свое право на жизнь; 5) большое внимание к Богу, так как только перед ним мы все равны.
Самсон Вырин, Дуня, Минский В произведение «Станционной смотритель», Самсон Вырин является «маленьким человеком». Глядя на его дочь Дуню, на её красоту, доброту, люди, которые за правило взяли грубое отношение к станционному смотрителю становились намного милее и добрее. После того как Дуня оставила своего отца, жизнь Самсона потеряла смысл.
Евгений – «маленький человек». Евгений является антиподом «кумира на бронзовом коне». В отличие от «бронзового Петра» у него есть душа, он умеет мечтать, печалиться, изнемогать от мучений…
Как может одна вещь изменить жизнь человека?... Образ «маленького человека» - Акакий Акакиевич. Шинель выступает как причина его трагедии. Н.В. Гоголь поднимает данную проблему, и этим произведением он показывает нам, то, что «маленьким» человек делает не сам себя, а таким его делает бездушие, жестокость и алчность людей.
У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников. Сравнив двух героев (Левшу, Ивана Северьяновича Флягина), мы пришли к выводу, что они способны отстаивать свои права, не теряя чувства собственного достоинства.
Достоевский изображая Мармеладова, который говорит: «…знаете ли вы, что это такое, когда некуда больше идти?...» показывает, что «маленького человека» может пожалеть только Бог. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
Батарея Тушина В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой сумел показать высокое значение «маленького человека», его участие в жизни государства. Он затронул эту тему не случайно, в романе-эпопее автор описывает события 1812г. Лев Николаевич представил «…маленького, грязного, худого артиллерийского офицера без сапог, в одних чулках» - героем. Очень робкий по своей натуре человек, часто выслушивал унижения, но во время сражения он показал себя мужественным, способным на героические поступки человеком.
В произведении «Гранатовый браслет», Желтков (Г.С.Ж.) выступает как «маленький человек». Его жизнь, его внутренний мир никого не интересуют, он, будто и права-то не имеет на «высокие чувства». Куприн раскрывает противоречие между духовным миром героя и его социальным положением.
В пьесе "На дне" раскрывается тема нищеты. Каждый с этой нищетой справляется по- разному. Некоторые спиваются, а другие ищут спасение в работе. И в эту однообразную, жестокую жизнь приходит старик Лука. Лука выступает как доброжелатель. Все герои в пьесе являются "маленькими людьми", но больше других нам запомнился именно он, так как Лука сумел вселить надежду на изменение их жизни к лучшему. фрагмент из спектакля «На дне» (МХАТ им. Горького 1952 год)
Интерьер (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комната Самсона Вырина.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.Тютчев Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, виртуально мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. «Медный всадник» А.С.Пушкин
Потрет (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д.
Виды художественных описаний Интерьер Речевая характеристика Пейзаж Портрет «Шинель» Н.В.Гоголь «Гранатовый браслет» А.И Куприн «Медный всадник» А.С.Пушкин «Шинель» Н.В.Гоголь «На дне» М.Горький «Очарованный странник» Н.С Лесков «Гранатовый браслет» А.И Куприн «Преступление и наказание» М.Ф.Достоевский «На дне» М.Горький «Станционный смотритель» А.С.Пушкин Интерьер Речевая характеристика
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что образ "маленького человека" был актуален в XIX веке. Сентиментализм дал начало образа, который впоследствии перешел в реализм. Тема "маленького человека" появилась в произведении Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза"), далее получила своё развитие в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, а также в произведениях писателей ХХ века. Авторы использовали такие виды художественных описаний, как портрет, интерьер, речевая характеристика и пейзаж. Образ "маленького человека" мы можем наблюдать не только в литературных произведениях, но и на полотнах великих художников.
Литературные истоки Социальные корни - сентиментализм. И крестьянки чувствовать умеют (Н.М.Карамзин) -идеи Ж..Ж. Руссо и других -просветителей о равенстве. - Обострение социальных противоречий в России их гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакция) А.С.Пушкин «Повести Белкина» «Капитанская дочь» «Медный всадник» М.Ю.Лермонтов «Княгиня Лиговская» - сочувствие и жалость - гуманизм - попытка привлечь внимание к проблеме «униженных и оскорбленных» - теория «сильной личности» («Все позволено»). Герман, Печорин - О.Бальзак «Отец Горио» Стендаль «Кранное и черное» Н.В.Гоголь «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Петербургские повести» «Натуральная школа» - духовная скудость - убожество «бедных людей» - способность «маленького человека» на бунт - использование элементов фантастики (как в «Медном всаднике») Ф.М.Достоевский Раскольников - индивидуалистический бунт против несправедливости - стремление стать «сильной личностью» А.П.Чехов Сатирическое освещение темы. Из письма брату: «Брось ты, сделай милость, своих униженных коллежских регистраторов. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема свое отжила?...»
А.С.Пушкин «Повести Белкина» Л.Н.Толстой «Война и мир» А.А.Сабуров. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.В.Гоголь «Шинель» М.Горький «На дне» Н.С.Лесков «Левша», «Очарованный странник» А.И.Куприн «Гранатовый браслет» М.Ф.Достоевский «Преступление и наказание» Л.А.Кацва «История Отечества» А.С.Пушкин «Медный всадник» А.С.Пушкин. Стихотворения. "Деревня"