1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
отличительная черта творческого метода юного Лермонтова - полное самовыражение, желание «пролить пером всю душу».
Здесь он выскажется о том, как он себя ощущает в мире: « средь тайных мук, свободы друг.., клянёт он мир, где вечно сир.., везде один, природы сын, не знал он друга меж людей, живу, как камень меж камней…» «Портрет»1829года; «Отрывок».
Юноша определяет для себя и высказывает следующее: я полностью и безнадёжно одинок. Соответственно, отношения с людьми определяются так: «никто не дорожит мной на земле и я сам себе в тягость, как другим; я вижу, что любить, как я,- порок; я презираю жизнь других…». «1831-го июня 11 дня».
Лермонтов осмысляет свой творческий метод и себя. Зреет решительный момент. И опять – Судьба. В 1837 году умирает Пушкин, это событие для Лермонтова стало катализатором внутренних процессов, ускорило процесс взросления, возложив на молодого поэта некую ответственность в литературном творчестве и в жизни, которую он почувствовал в полной мере. Таким образом, начался период взрослости, зрелости, гениальности, а значит, самобытности.
С 1837 года, со стихотворения «Смерть поэта» начинается новый этап в жизни М.Ю. Лермонтова «период зрелости» - время высшего расцвета Лермонтова.
Такие произведения,как: «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Молитва» 1839г., «Есть речи-значенье», «Тучи», «Оправдание», «Выхожу я один на дорогу» - написанные до 1841 года, по форме совершенны и по творческому методу это уже реализм, несмотря на то, что обсуждает он романтические темы. Как человек, он остается до конца жизни одиноким, он одиночество это можно назвать преображенным, т.к. он почувствовал себя причастным, и к культуре, и к истории, и к природной и мистической жизни России.
как бы ни было трудно пройти поэту через все испытания, уготовленные судьбой, как бы тяжело ему это ни удавалось, он сумел побороть в себе всю злобу и враждебное восприятие мира как трагическую несовершенность и достигнуть определенной цели, точки развития, благодаря которой мы его помним, изучаем как великого поэта XIX века. Как мне кажется, для того, чтобы правильно оценить и понять его творчество, нужно смотреть на итог, учитывая, конечно, и те обстоятельства, при которых формировалась его личность, а не на те ошибки, которые он совершал, идя по своему жизненному пути, и не даром в народе говорят: «грех юности моея не помяни мне».
Для того, чтобы правильно оценить и понять его творчество, нужно смотреть на итог, учитывая, конечно, и те обстоятельства, при которых формировалась его личность, а не на те ошибки, которые он совершал, идя по своему жизненному пути, и не даром в народе говорят: «грех юности моей не помяни мне».