А. С. Пушкин. « Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»
Содержание: «Наградили!.. Пушкин камер… Юнкер в тридцать два!» «Давно, усталый раб, замыслил я побег…» «Жил на свете рыцарь бедный…» «Поэт в России больше чем поэт…» «Он первый подошел к барьеру» «Когда уже не изменить судьбу, Когда свинец в боку…» «И славен буду я…» «…Тогда лишь понял свет, Кем был для родины поэт!» Заключение. Используемая литература.
« Наградили!.. Пушкин камер… Юнкер в тридцать два!» В конце 1833 года Пушкину было «пожаловано» придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта могла появляться на придворных балах в Аничковом дворце. Поэт был взбешен царской «милостью». Последние годы жизни Пушкина – это годы напряженной работы и высоких замыслов, но они были омрачены материальными трудностями и сложными отношениями с царем.
К тому времени у него уже четверо детей. Нужно было работать, чтобы содержать семью. Придворная служба, балы отнимают много времени и средств. Уставший, измученный, он мечтает об одном: убежать из придворного плена, уехать в деревню. Пушкин просит правительство об отставке, но ему недвусмысленно дают понять, что в таком случае он не будет допущен к работе в архивах и навлечет на себя царский гнев. «Давно, усталый раб, замыслил я побег…»
Александр Александрович Пушкин ( гг.). Мария Александровна Пушкина ( гг.) Григорий Александрович Пушкин ( гг.) Наталья Александровна Пушкина ( )
«Жил на свете рыцарь бедный…» Ко всем горестям и беспокойствам прибавилось еще одно: в их доме почти ежедневно стал появляться молодой француз Жорж Дантес, стал открыто ухаживать за женой. Но Пушкину не давал покоя еще один вопрос. Зачем молодому французу, блестящему кавалергарду Жоржу Дантесу, недавно усыновленному Нидерландским послом бароном Геккерном, интеллектуальный и от части либеральный круг пушкинских друзей – поэтов, художников и музыкантов? Они не принадлежали к касте вельмож, приближенных к трону, среди которых привык вращаться Жорж Дантес. Нет ли здесь какого-то злого умысла? Наталья Николаевна Жорж Дантес
«Поэт в России больше чем поэт…» И до той поры пока политические деятели прислушиваются к его голосу, в государстве царят мир и благоденствие. Возможно, так было и в этом случае. Не ревность, а подозрение в политических интригах между государствами волновало Пушкина как поэта и гражданина. Вероятно, роясь в архивах, поэт понял, что пресловутое «усыновление» незаконно, но целесообразно. И цель у него может быть только одна – политическая. Свою роль глашатая он изложил еще 1834 году в «Сказке о золотом петушке». Поэт, по его представлениям, - всегда пророк.
П рервав все отношения с семейством Геккернов, Пушкин обратился к царю: «… считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества». О тайной аудиенции Александра Сергеевича и Николая I известно мало. Она состоялась 21 ноября 1836 года. Государь поблагодарил Пушкина и взял с него слово ничего не предпринимать. Сдержать слово Пушкин не смог. Он хотел только одного, чтобы оба Геккерна покинули Россию как можно скорее. Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный Пушкиным анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Пушкин вынужден вступиться за свою честь, за честь жены. Он должен был драться.
« Он первый подошел к барьеру» По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес шел медленно, он успел сделать всего три шага. Доли секунд между третьим и четвертым решили судьбу России. На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг от друга, стали Пушкин и Дантес. На лице противника Дантес увидел смертельный приговор, и, спасая свою жизнь, нажал на курок. Пушкин сделал еще один шаг, на встречу…
«Когда уже не изменить судьбу, Когда свинец в боку…» Он жил ещё два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. Пушкин с необыкновенным мужеством переносил мучения и смертную тоску. Друзья неотлучно находились в квартире Пушкина, а вокруг дома стояла толпа народа. Безвестные почитатели поэта с тревогой ждали известий о его состоянии. Жуковский вывешивал для них короткие записки на дверях дома; последний бюллетень гласил: « Больной находится в весьма опасном положении».
В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года поэт умер.
«И славен буду я…» Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта. Правительство было напугано неожиданным взрывом народного энтузиазма, поэтому ночью тело поэта перенесли в маленькую Конюшенную церковь для отпевания. В ночь на 4 февраля гроб был тайно отправлен в Святогорский монастырь. Здесь, в пяти верстах от Михайловского, Пушкина похоронили.
В эти печальные дни молодой Михаил Лермонтов написал гневное, пронзительное стихотворение «Смерть поэта»: Погиб Поэт – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и с жаждой мести Поникнув гордой головой! Это была тяжелая утрата для всего цивилизованного мира. Эхо выстрела убийцы гения докатилось болью до наших дней. И нет, кажется, имени презреннее Дантеса. Ведь имя его - синоним цинизма и равнодушия. Дантесами с тех пор называют тех, кто посмел поднять руку на талант. «…Тогда лишь понял свет, Кем был для родины поэт!»
Памятник А. С. Пушкину в Москве « Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Незадолго до смерти Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием к великим потомкам – к нам: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная толпа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни Поэт и гражданин, становится все шире и шире.
Используемая литература: Шер Н. С. Рассказы о русских писателях.– М.: Дет. Лит г. Последний год жизни Пушкина. - М.: Правда, 1988г. Муза Е. и Овчинникова С. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.– М.: Дет. Лит., 1989г. Читаем, учимся, играем. - М.: Либерея-Бибинформ, 199. Венок пушкину. – М.: Эллис Лак, 1994г