Тайны текста Цель: обобщение и систематизация знаний об основных признаках текста
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
«Узнай слово» 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. 3. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. 4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации. 5. Одинаковое начало нескольких соседних предложений. 6. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации
Проверь себя 1. Текст. 2. Параллелизм. 3. Рассуждение. 4. Публицистический. 5. Анафора. 6. Официально-деловой.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?» ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нём?» – спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Основные признаки текста Тематическое и композиционное единство всех частей. Наличие грамматической связи между частями текста (цепная, параллельная). Смысловая цельность, относительная законченность. Стилевое единство.
Стили речи НаучныйПублицистическийОфициально- деловой художественныйРазговорный Сфера использов ания Наука, техника, образование Средства массовой информации Законодательство, делопроизводство Искусство, художественная литература Повседневно е общение Характер ные черты стиля Строгая логичность, доказательно сть, смысловая точность Образность, эмоциональность, оценочность Точность, стандартизованно сть, отсутствие средств выразительности Образность, широкое использование средств выразительности непринуждён ность ЖанрыНаучная статья, учебник, реферат, доклад и др. Очерк, статья, интервью, эссе, репортаж Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение и др Бытовая беседа, просьба, комплимент и др. Языковые средства Однозначные слова, термины и др. Общественно- политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика Официальная и канцелярская лексика, использование аббревиатур Возможно использование любых лексических единиц, широкое применение тропов и стилистических фигур Бытовая, разговорная и просторечная лексика
Цель работы: Выделить исходные тексты из псевдотекста; Определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста; Указать те языковые средства, которые используются в текстах для реализации замысла.
Стихотворение Р. Гамзатова «Вон человек, что скажешь ты о нём?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нём?»- Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?»
Конституция Российской Федерации 1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя- не мусорить окурками или руганью, дурными идеями ( это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать- тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Д.С.Лихачёв.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?» ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нём?» – спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Д\З: 1. На «3» - Сформулируйте проблему, поднятую в тексте, выявите авторскую позицию, выскажите своё мнение по данной проблеме; На «4» - Сформулируйте проблему, поднятую в тексте, прокомментируйте её, выявите авторскую позицию, выскажите своё мнение по данной проблеме; На «5» - Напишите сочинение-рассуждение по тексту С.Д. Лихачёва, сформулируйте проблему, поднятую в тексте, прокомментируйте её, выявите авторскую позицию, выскажите своё мнение по данной проблеме, аргументируйте его. 2. Повторите признаки текста, выразительные средства публицистического стиля
Цель: обобщение и систематизация знаний об основных признаках текста Задачи: Выделять функциональные стили и типы текста; Формулировать тему, идею, проблему текста; Определять авторский замысел, объяснять те художественные приёмы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла; Способствовать нравственному воспитанию учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.