Тема урока: «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Ответьте на вопросы Каков жанр произведения? От какого лица идет повествование? Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого? Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью? Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой? Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста? Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось? В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини? Как понимать финальную фразу повести? Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить? Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
Итоговый вопрос Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
Сравните: Произведения классицизма Произведения классицизма Культ разума, долга Культ разума, долга Сфера интереса: общественная жизнь человека Сфера интереса: общественная жизнь человека Литературные нормы и правила Литературные нормы и правила Повесть Карамзина «Бедная Лиза» Культ чувства Частная жизнь, эмоциональная сфера Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма
Сентиментализм в России. Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления.
Представители сентиментализма Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу». Франция: Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Россия: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.
Основная тематика - любовная Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике- идиллия, пастораль. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
Основные черты сентиментализма -уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке; - подчеркнутая субъективность подхода к миру; - культ чувства; - культ природы; - культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; - утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Из статьи Н.М.Карамзина «Что нужно автору?» «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если он хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим», если хочет писать для вечности и собирать благословения народа. Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей... Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо... Но если всему горестному, угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...
Домашнее задание - выучить лекцию о сентиментализме; -прочитать отрывки из «Истории государства Российского»
Автор презентации Шейкина Ирина Федоровна – учитель русского языка и литературы.