Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души» Поэма
Творение чисто русское, национальное. В.Г.Белинский История болезни, написанная мастерской рукой. А.И.Герцен
Обложка второго издания «Мёртвых душ» нарисована самим Гоголем это своеобразный автокомментарий к произведению. -Что вы видите на рисунке? - Как объясните символику Гоголя?
Жанровое своеобразие …это «не роман, не повесть нечто совершенно оригинальное». Л.Н.Толстой Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал. Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые ставит перед собой писатель. Задача эпической части показать «хотя с одного боку всю Русь». В лирической части возникает положительный идеал автора.
Кто такие «мёртвые души»? 1. У этого выражения есть, прежде всего, вполне конкретный исторический смысл. В крепостной России с начала XVIII в. проводились регулярные переписи крестьян для взимания налога с помещиков, владельцев их. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне ревизскими душами. По этому списку помещики уплачивали налог в казну за своих крепостных крестьян. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых. Значит, первичный смысл выражения «мёртвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских сказках. 2. А.И.Герцен писал: «...Не ревизские мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Комментарий Герцена открывает еще одну грань понятия «мёртвые души». В этом своем значении выражение «мёртвые души» обращено уже не к крестьянам живым и умершим, а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный.
Композиция I тома поэмы Изображение жизни российских помещиков. «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). 1 глава 2-6 главы 7-10 главы11 глава Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразу- ющего» героя поэмы Чичикова. Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников.
I глава I глава представляет собой развёрнутое вступление к поэме. Повествование начинается без традиционной для русской прозы гг. XIX в. экспозиции деловито и энергично: мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мёртвых душ, нам неизвестна его прошлая жизнь. Такое повествование было важным для Гоголя большинство персонажей поэмы статичны, значит, нужно было усилить внутреннюю динамику сюжета. Въезд Чичикова в губернский город NN. Художник А.М.Лаптев
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям Рисунки П.Боклевского Худ. А.Лаптев
Анализ I главы 1. Характеристика губернского города 30-х годов XIX века. пейзаж (планировка, архитектура, «рекламы», городской сад); хозяева города, их безмятежная жизнь; почему Чичиков был удовлетворен видом и обитателями города? 2. Знакомство с Павлом Ивановичем Чичиковым. внешний облик; социальное положение; как писатель вызывает читательское любопытство к Чичикову? почему Чичиков избегает говорить о себе? каково мнение чиновников и помещиков о Чичикове? 3. Лирическое отступление о «тонких» и «толстых».
Галерея образов помещиков «Мёртвые души» это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ. Ю.М. Лотман Что общего вы отметили в композиции «помещичьих» глав?
Композиция II-VI глав Портрет помещика Черты внешности и особенности характера Особенности речи героя Описание дома, кабинета, усадьбы Отношение к крестьянам, к слугам Как относится к хозяйству, на что тратит время Отзыв о знакомых, соседях Сцены приёма, угощения Чичикова Как встречает предложение о продаже мёртвых душ
II глава Худ. А.Агин Худ. П.Боклевский Худ. А.Лаптев Худ. Кукрыниксы Что подчёркивают художники в облике Манилова?
III глава Худ. П.Боклевский Худ. Кукрыниксы Худ. А.Лаптев Используя текст главы и иллюстрации к поэме, расскажите о том, какие черты составляют «ядро» характера Коробочки.
IV глава Рисунки П.Боклевского Худ. Кукрыниксы Худ. А.Лаптев Какие слова из текста можно подписать под каждым из этих портретов? Почему Гоголь называет Ноздрёва «историческим человеком»? Что в герое, несмотря на здоровый вид, выдаёт мертвенность его души?
V глава Худ. П.Боклевский Худ. Кукрыниксы Худ. А.Лаптев Худ. А.Агин Какими деталями подчёркивают художники, что перед нами Собакевич? Найдите соответствие между обликом героя в поэме и изображением его на иллюстрациях. Какие черты характера Собакевича выделяет каждый из художников?
VI глава Плюшкин и его поместье в иллюстрациях А.Лаптева Почему глава о Плюшкине завершает галерею портретов помещиков? Зачем Гоголь рассказывает историю жизни Плюшкина?
Худ. А.Агин Худ. П.П.Соколов. Чичиков у Плюшкина Худ. П.М.Боклевский Что подчёркивают художники в лице, фигуре, одежде Плюшкина? Как показывают героя «в действии»? По отзывам современников, рисунки П.П.Соколова имеют даже историческое значение. Согласны ли вы с такой оценкой иллюстраций П.П.Соколова?
Жизнь губернского города. VII-X главы Можно ли найти существенную разницу в образе жизни поместных дворян и чиновников? Бал у губернатора. Худ. А.Лаптев В губернской канцелярии. Худ. А.Агин Гоголь приподнял одну сторону занавеса и показал нам русское чиновничество во всём безобразии его... А.И. Герцен Как относятся чиновники к службе? Какие приёмы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников Гоголем и в работах иллюстраторов?
«Повесть о капитане Копейкине» Худ. Кукрыниксы Худ. А.Лаптев Худ. А.Агин Что подсказало Гоголю сюжет «Повести…»? Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?
«…пора наконец припрячь и подлеца» С какой целью главу о Чичикове Гоголь поместил в конце поэмы? Худ. П.М.Боклевский Какую роль в раскрытии образа Чичикова играют предшествующие главы? В чём новизна этого героя, его отличие от «хозяев» жизни? Есть ли разница в способах художественного раскрытия образа Чичикова и помещиков? Как сам автор относится к герою нового времени?
Народ и Родина в поэме Н.В.Гоголя Степан Пробка Каретник Михеев …У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! Какие черты характерны для русского крестьянина? Рисунки А.Лаптева Как Гоголь показал губительное влияние крепостного права на духовное развитие народа? Что означает гоголевский образ дороги?
Определено мне… озирать… жизнь сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы! Н.В.Гоголь Для характеристики народных образов важное значение имеют размышления Чичикова о жизненной судьбе приобретённых им крепостных душ. В статье «Объяснение на объяснение» В.Г.Белинский верно указал на то, что Гоголь «неосновательно заставляет Чичикова расфантазироваться о быте простого народа. Здесь поэт отдал ему свои собственные благороднейшие и чистейшие слёзы, незримые и неведомые миру…, заставил его высказать то, что должен был выговорить от своего лица».
Лирические отступления в поэме «Мёртвые души» Какую роль в поэме играют лирические отступления? Как раскрывается личность автора в лирических отступлениях? Что любит и что ненавидит автор? О чём грустит и над чем смеётся? Каковы мысли автора о Родине? Докажите, что он был истинным патриотом. Как на страницах поэмы отражено настоящее и будущее России?
Свою беззаветную любовь к России Н.В.Гоголь доказал тем, что избрал себе тяжёлый удел писателя-сатирика, считая, что только так он выполняет свой долг писателя и гражданина: «Вот определённый тебе путь. Тебя назовут низким, ничтожным, участия не будет к тебе современников; напротив, тебе отведут самый презренный угол и твои создания поместят в самый низкий слой литературы… От тебя отнимут и душу, и сердце, и это ещё не всё. Все качества твоих героев придадут тебе одному, составят истории, и о тебе распустят истории, и это ещё не всё. Самый смех, который вдохновенно удалось тебе возбудить, обрушится на тебя же… Всё это в позор тебе, но ты иди по этой дороге».