Применение технологии критического мышления на уроках литературы Из опыта работы Герасимовой Э.А учителя русского языка и литературы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 4
Тема урока: «Адресаты интимной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета» Цели урока: 1. Знакомство с фактами из биографий поэтов и их интимной лирикой. 2. Развитие навыков выразительного чтения. 3. Обучение сжатому изложению речи.
Проблема урока Вопрос учителя: Вопрос учителя: Можете ли вы по теме урока определить проблему, которая нас будет интересовать? Можете ли вы по теме урока определить проблему, которая нас будет интересовать? Из ответа учащихся: Из ответа учащихся: Кто является адресатом любовной лирики поэта. Кто является адресатом любовной лирики поэта.
Эпиграфы к уроку « Жизни блаженство в одной лишь любви» « Жизни блаженство в одной лишь любви» «А я доверился предательскому звуку,- «А я доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь» Как будто вне любви есть в мире что-нибудь» «Но дни, когда любви светило «Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило, Над нами ласково всходило, Благослови и не забудь!» Благослови и не забудь!» Вопрос учителя: К предложенным эпиграфам отнесёмся как к загадке. Перед нами концепция любви того или иного поэта. Можете ли вы угадать авторство эпиграфа, и обосновать свою точку зрения ( это можно будет сделать и в конце урока на этапе «Рефлексии»). Вопрос учителя: К предложенным эпиграфам отнесёмся как к загадке. Перед нами концепция любви того или иного поэта. Можете ли вы угадать авторство эпиграфа, и обосновать свою точку зрения ( это можно будет сделать и в конце урока на этапе «Рефлексии»).
Словарная работа Мы сегодня будем говорить о лирике. Мы сегодня будем говорить о лирике. Какие термины нужно вспомнить? Какие термины нужно вспомнить? Из ответов учащихся: Род Род Жанр Жанр Лирический сюжет Лирический сюжет Лирический герой Лирический герой Интонация Интонация
Личность поэта Представьте перед собой любого поэта: Что является главным для вас в этом поэте? Опирайтесь на статьи учебника и стихи поэтов. Изложите сжато свои мысли. Что является главным для вас в этом поэте? Опирайтесь на статьи учебника и стихи поэтов. Изложите сжато свои мысли.
Обсуждение стихов Выразительно прочитайте понравившиеся стихи наизусть. Выразительно прочитайте понравившиеся стихи наизусть. Расскажите о лирическом сюжете стихотворения и его лирическом герое. Расскажите о лирическом сюжете стихотворения и его лирическом герое. Ассоциируется ли у вас лирический сюжет и лирический герой с автором стихотворения, с его биографией? Ассоциируется ли у вас лирический сюжет и лирический герой с автором стихотворения, с его биографией?
Индивидуальные задания об адресатах интимной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Пояснение учителя: Пояснение учителя: Как в стихах отразилась личная жизнь поэта? Как в стихах отразилась личная жизнь поэта? Следует различать автора от лирического героя, биографию от лирического сюжета. Следует различать автора от лирического героя, биографию от лирического сюжета. Вывод: личная жизнь поэтов нашла отражение в любовной лирике.
Рефлексия Выберите и выполните задания Выберите и выполните задания Меня удивило… Меня удивило… Мне понравилось (не понравилось)… Мне понравилось (не понравилось)… Кому принадлежат эпиграфы – загадки? Почему вы так думаете? Кому принадлежат эпиграфы – загадки? Почему вы так думаете?
Домашнее задание Выучите наизусть понравившиеся стихи Выучите наизусть понравившиеся стихи Напишите небольшое сочинение- размышление о понравившемся стихотворении или развёрнутый ответ «Любовь – это блаженство или безнадёжность?» Напишите небольшое сочинение- размышление о понравившемся стихотворении или развёрнутый ответ «Любовь – это блаженство или безнадёжность?»