Я – изысканность русской медлительной речи … концептосфера литературы концептосфера литературы Серебряного века Серебряного века Обобщение изученного Обобщение изученного
Серебряный век – это… Серебряный век – это… «русский ренессанс»? «русский ренессанс»? «литература позорного десятилетия»? «литература позорного десятилетия»? «литературная цивилизация»? «литературная цивилизация»? расцвет русского модернизма? расцвет русского модернизма? «музыка толстых»? «музыка толстых»? «искусство для искусства»? «искусство для искусства»?
«золото» и «серебро» русской поэзии «золото» и «серебро» русской поэзии День День Солнце Солнце Радость Радость Открытость Открытость Роскошь Роскошь Ночь Ночь Луна Луна Печаль Печаль Тайна Тайна Сдержанность Сдержанность
связь Серебряного века с предшествующей литературой связь Серебряного века с предшествующей литературой Пушкин Пушкин Некрасов Некрасов Достоевский Достоевский Тютчев Тютчев Фет Фет Чехов Чехов изображение индивидуальных судеб изображение индивидуальных судеб «всемирная отзывчивость» «всемирная отзывчивость» тяготение к философии тяготение к философии сопереживание, сострадание сопереживание, сострадание предпочтение сиюминутного вечному предпочтение сиюминутного вечному изображение душевного смятения изображение душевного смятения
Чем обогатил литературу русский модернизм ? Символизм Акмеизм Футуризм ярко выраженные урбанистические мотивы ярко выраженные урбанистические мотивы идея единства вселенской жизни идея единства вселенской жизни стремление к конкретности, вещности, ясности стремление к конкретности, вещности, ясности плетение «узоров из плетение «узоров из слов», словотворчество слов», словотворчество
М о д е р н и з м
Концепты литературы постмодернизма лабиринт лабиринт полумрак полумрак зеркало зеркало неясность неясность простота простота тайна тайна
Сергей Коломиец Об авторе: К сожалению, автор ничего о себе не сообщает. Об авторе: К сожалению, автор ничего о себе не сообщает. Произведения: ) Произведения: Ангел (рассказ) Будильник (рассказ) Воин (рассказ) Испытания Эла Верона (рассказ) Маразм (рассказ) Милосердие (рассказ) Море (рассказ) Начало (рассказ) Отрывки из Книги Бессмертия (рассказ) Пандора (рассказ) Первое воззвание (рассказ) Понтий Пилат (рассказ) Посвящение (рассказ) Разница (рассказ) Сказка (предыстория) (рассказ) Страсть (рассказ) Счастье (рассказ) Шанс (рассказ) Эл Верон и Солнце (рассказ) ) Ангел (рассказ) Будильник (рассказ) Воин (рассказ) Испытания Эла Верона (рассказ) Маразм (рассказ) Милосердие (рассказ) Море (рассказ) Начало (рассказ) Отрывки из Книги Бессмертия (рассказ) Пандора (рассказ) Первое воззвание (рассказ) Понтий Пилат (рассказ) Посвящение (рассказ) Разница (рассказ) Сказка (предыстория) (рассказ) Страсть (рассказ) Счастье (рассказ) Шанс (рассказ) Эл Верон и Солнце (рассказ)
Какие ассоциации вызывают у вас понятия «жизнь», «милосердие»? Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. ( Словарь русского языка в 4-х томах, Москва, «Русский язык», 1986 г.)
Выделение ключевых слов текста «Он» - «умирал» - «вспоминал» ; «Она» - «утонула»; «страшная буря» - «Дом» - «семья» - « глаза Матери»; «море крови» - «Друг» - «плакал»; «первая и последняя Жена» - «умерла»; «умер» - «внук» - «пережить внука»; «последний вздох» - «умер» - «Смерть» - «Жизнь» - «вечность Скорби»
Выделение ключевых образов (с целью определения темы произведения) «Он» - «Она» - «Отец» - «Дом» - «глаза Матери» - «Друг» - «Жена» - «вечность Скорби» - «Смерть» - «Жизнь» Архетипы, архетипические образы – это образы, идущие к нам с доисторических времен и представляющие менталитет народа, его эмоциональное мышление, картину мира. Каждый образ выстрадан народом. Через него народ представлял свое видение мира, этот образ метафоричен, иносказателен. Они двухплановые, представляют позитив и негатив.
Нахождение языковых средств «страшный вопль» «страшная буря» «с искаженной гримасой» «нахлынувшие волнения»… Ж ЖИЗНЬ «жестокая Смерть» «блаженный миг» «сладостное забвение» С СМЕРТЬ
Выстраивание ряда, состоящего из глаголов «был» - «устал» - «умирал и вспоминал» - «подбежал» - «впустил» - «узнал» - «лежал и смотрел» - «не забудет» - «затуманился» - «плакал» - «вспомнил» - «вскочил и бросился» - «предстояло вспомнить» - «осветила» - «умер»
Выявление составных частей композиции 1) Экспозиция. Герой и обстоятельства. 1) Экспозиция. Герой и обстоятельства. 2) Человек и стихия. 2) Человек и стихия. 3) Жестокость мира. 3) Жестокость мира. 4) Кульминация. Человек и общество. 4) Кульминация. Человек и общество. 5) Итог жизни. 5) Итог жизни.
Подведение итогов Как и тысячелетия назад, жизнь – это постоянная борьба. Борьба человека со стихией, с обстоятельствами, противостояние обществу, потери. Невозможно выжить, если нет стремления к сакральному. У каждого человека оно свое. У героя это – терпимость и любовь к самой жизни. Как и тысячелетия назад, жизнь – это постоянная борьба. Борьба человека со стихией, с обстоятельствами, противостояние обществу, потери. Невозможно выжить, если нет стремления к сакральному. У каждого человека оно свое. У героя это – терпимость и любовь к самой жизни.