Урок 41 8 класс
План урока. 1.Литература. 2.Живопись. 3.Скульптура. 4.Архитектура.
Задание на урок. Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века?
Во 2-й пол.19 в. Русская литература сохранила свои ведущие позиции. Основным художествен- ным направлением стал критический реализм. Особенно сильно он проявился в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедри на.В его произведениях все человеческие поро- ки доведены до предела В произведениях Ф.М.Дос- тоевского показаны унижение,бесправие и трагедия,«маленькой личности». 1.Литература. В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского.
Писатель используя пси- хологический анализ показывает,как подав- ление личности доводит ее до преступление, но его симпатии на сторо- не бесконечно добрых людей,а не бунтарей. В творчестве Л.Н.Толсто- го выносится беспощад- ный приговор морали, ценностям и устоям существующего общес- тва,раскрываются сло- жнейшие психологичес- кие нюансы человечес- кой души. Эту линию развил в своих пьесах А.П.Чехов. 1.Литература. И.Репин. Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу.
В романах И.С.Тургенева предпринята попытка показать обобщенный портрет «героя нашего времени». Симпатизи- руя революционерам ав тор,опасается, что разру шение старого общества становится для них са- моцелью. Эта же тема была с особой остротой раскрыта в романе Ф.Достоевского «Бесы». Н.А.Некрасов ставший од- ним из духовных вож- дей молодежи раскрыл в своем творчестве тему народной жизни. 1.Литература. И.С.Тургенев. Карандашный рисунок Полины Виардо.
Основным направлением русской живописи 2-й пол. 19 в.стал критический реализм.В полотнах В.Г.Пе - рова показаны неприглядные стороны российской действительности-деградация духовенства, чванст- во и пустота высших сословий,невежество забитых нуждой народных масс. В1863 г. группа выпускни- ков АХ отказалась писать картины на темы скан- динавского эпоса, заявив что в русской действите- льности есть более достойные темы.В 1870 г.они со- здали Товарищество передвижных художествен- ных выставок. 2.Живопись. В.Перов. Чаепитие в Мытищах.
Теоретиком «передвижников» стал И.Н.Крамской, со- здавший целую галерею портретов деятелей русс- кой культуры.В товарищество вошли-Н.Ге,А.Сав- расов,,И.Шишкин,бр.Маковские,В.Перов,И.Репин, В.Суриков,В.Васнецов и др.Вершиной реализма стало творчество И.Репина и В.Сурикова.Их рабо- ты пронизанные социальным протестом и создают обобщенный образ русского народа.В картинах ис- торической тематики,авторы выбирали перелом- ные моменты русской истории и наиболее яркие личности. 2.Живопись. И.Крамской Неизвестная.
К жанру русского фольклора обратился В.Васнецов. Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и философскими размы- шлениями об исторической судьбе русского народа. В работах И.Шишкина,А.Куинджи,А.Саврасова,И.Ле- витана объектом внимания становится русский пейзаж, красота и могущество родной природы. 2.Живопись. И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.
В сер.19 в.были созданы яркие скульптурные па мятники. М.Антокольский,примы- кавший к передвижни- кам, проявлял огром- ный интерес к русской истории. Украшением его творчес- тва стали скульптур- ные портреты И.Гроз- ного, Петра I, Ярослава Мудрого,Ермака. М.Микешин создал в Нов- городе величественный памятник- «Тысячеле- тие России». 3.Скульптура. М.Микешин. Тысячелетие России.
Он был создан на на- родные деньги и от- крыт в 1862 г. Опыт подписки на со- оружение монумен- тов был признан удачным, и в 1880 г. в Москве был отк- рыт памятник А.С. Пушкину, отлитый по проекту известно- го скульптора А.Опе кушина. 3.Скульптура. А.Опекушин. Памятник А.С.Пушкину.
В архитектуре на сме- ну классицизму при- шла эклектика. Ар- хитекторы искали новые формы в со- четании элементов готики ренессанса, барокко и др.стилей. Широко распростра- няется так называе- мый «неорусский стиль»-здания укра- шаются шатрами,ба шенками, «узорочь- ем» и т.д. 4.Архитектура. А.Семенов.В.Шервуд. Здание Исторического музея.
В этом стиле построены здания Историческо- го музея(Семенов,Шервуд),Городской думы (Чичагов), Верхних торговых рядов.новые строительные материалы привели к тому, что на первый план вышли идеи рациона- льной архитектуры-техническая и функци- ональная целесообразность. 4.Архитектура. А.Померанцев. Верхние торговые ряды(здание ГУМ).