Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань Зам.зав. по ВМР Н.Н. Сизова
Приказом МО и науки РФ от 23 ноября 2009 г. 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный 16299) утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Ориентиры образовательно-воспитательной работы с детьми прописываются в разделе Образовательной программы ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». На выходе из дошкольного учреждения это ребенок физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту и др.
Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», обеспечивающие разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения
«Одним из положений Федеральных государственных требований… является следующее: Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса» О.А. Скоролупова, Н.В. Федина ст. «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» в рубрике «Федеральные требования. Комментарии» Д.В. 5, 2010 г., стр.40
Три основных принципа построения образовательного процесса в ДОУ, использующихся в настоящее время в массовой практике: учебный предметно-средовой комплексно-тематический
По мнению ведущих ученых отечественной научно- психологической школы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.): учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте предметный принцип образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольника организация специальных занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью, т.к. главной составляющей на занятиях является воздействие, а в совместной деятельности – взаимодействие
Главной составляющей предметно-средового принципа организации образовательного процесса (наиболее яркий пример – система М. Монтессори) является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка. Соответственно взрослому отводится роль второстепенная Такой принцип организации образовательного процесса может иметь место при организации самостоятельной деятельности детей – свободной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам.
Комплексно-тематическое планирование образовательно-воспитательной работы с детьми позволит повысить качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным, а так же освободить больше времени для детской игры.
Сентябрь – «Здравствуйте, это я!» Октябрь – «Осень в гости к нам пришла» Ноябрь – в младших группах – «Игрушки», в старших группах – «Человек – творец» Декабрь – «Здравствуй, зимушка-зима» Январь – «Домашние и дикие животные» Февраль – «Мир вокруг нас» Март – «Дети и взрослые. Труд взрослых» Апрель – «Транспорт. Космос» Май - «Весна-красна»
Методы обучения Интерактивные Пассивные Активные