Автор Асфандиярова Г.И. учитель начальных классов МОБУ гимназия 5 муниципального района Давлекановский район ( урок родного русского языка) 4 класс
Вот поставленные в ряд, Сестры – куколки стоят. - Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы: - Восемь!
Что знаете о матрешках? Что можем узнать для себя нового, изучая игрушку матрешка? Подумай и ответь!
Из истории матрешки
Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского провинциального городка. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство с чадами и домочадцами, бояре, богатыри, исторические персонажи. Все они служили образами забавных матрешек.
Один из основных центров изготовления матрешек – город Семенов Нижегородской области. Семеновские мастера следуют древней народной традиции «травного» орнамента. Основой росписи служит фартук матрешки, на котором нарисован пышный букет.
Полховский Майдан тоже расположен в Нижегородской области. По характеру росписи здешние матрешки напоминают детский рисунок. Краски яркие: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.
Авторской называют матрешку выполненную художником или любителем по собственному замыслу. На фартуке изображают пейзаж, сюжет народной сказки или фрагмент картины.
Смотришь на матрешек, любуешься искусством мастеров, проникаешься чувством гордости за их талант и одаренность! Сегодня деревянная матрешка – знаменитый, признанный за рубежом русский национальный сувенир!
Прояви творчество! Выполни свою матрешку!
Домашнее задание: Сочини частушки для матрешки!
Это интересно! Почему ее назвали матрешкой? Для чего была создана эта игрушка? В чем секрет обаяния русской деревянной игрушки?
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово «матерь» - мать, символ материнства.
Для возрождения и развития предметов народного искусства, для детского воспитания
Секрет такого покорящего всех – и французов, и немцев, и японцев, и жителей Африки – обаяния русской деревянной игрушки в том, что она теплее, душевнее игрушки промышленной, штампованной, имеет яркую да звонкую роспись и обильный узор с цветами, ягодками, завитками, травками.
История матрешки Деревянная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. В это время активно проявляется интерес к русской культуре и искусству. Возникло художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов ( ), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е.Репин, М.М.Антокольский,В.М.Васнецов, М.А.Врубель и др. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, одетых в праздничные народные костюмы разных губерний России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.
Ее эскизы были предложены членом мамонтовского кружка художником С.В.Малютиным ( ). Матрешка Малютина представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина, состояла из восьми кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка… Последняя куколка изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник-монах. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.
Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке. Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице- Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»). Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространялись куклы по мотивам литературных произведений году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигурки военачальников. Расписывали матрешек по мотивам сказок и былин «Царь Дадон», «Царевна-лебедь», «Конек-горбунок».
Сергиево-посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60- местная кукла, выточенная в 1967 году. Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по ее изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар-Оле и других местах. У каждого из них свой стиль и роспись.