Аналитическая работа на тему «Дизайн спортивно-развлекательного тренажера Jolly Jumper» Выполнил: Аникин Г.Е. Студент группы ГО Проверил: Быстрова Т.Ю. Екатеринбург
Содержание 1)Схема: «Воздействие потребителя на Дизайн спортивных тренажёров.»………………………………………………………………….…3 2)Мои определения Дизайна……………………………………………………………………………..4 3)Актуальность…………………………………………………………………………………………………...5 4)История создания……………………………………………………………………………………………6 5)Анализ аналогов……………………………………………………………………………………………...9 6)Анализ Jolly Jumper Adult-Pro…………………………………………………………………………11 7)Вывод……………………………………………………………………………………………………………….13 8)Список литературы……………………………………………………………………………………….14 2
Схема: «Воздействие потребителя на Дизайн спортивных тренажёров.» 3
Мои определения Дизайна Дизайн - вид проектирования, имеющий своей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед") - это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта. Дизайн – наложение образности на конструкторскую деятельность, по средствам мыслительных процессов, с учетом культурных, личностных и общественных факторов. Целью Дизайна является – художественность, эстетичность, функциональность и рациональность. Образность ( от образный) - содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами. Студент группы ГО Аникин Григорий Евгеньевич Сферы интересов: Искусство,техника,спорт. 4
В своей работе я хочу проанализировать спортивно- развлекательный тренажёр Jolly Jumper, так как я считаю, что тема связи спорта и дизайна очень интересна для понимания как профессионалам так и простым людям. В своей работе я хочу показать, что данный объект это дизайн, а не только конструирование. Ведь не каждый конструктор является дизайнером, но каждый дизайнер обязан быть и конструктором в том числе. Для более глубокого понимания этого вопроса необходимо изучить: историю создания, анализ аналогов и анализ самого объекта. 5
Не смотря на то, что бокинг - очень молодой вид спорта, его история создания очень богата фактами и теориями. Первыми изобретателями прыгучих ходуль считаются калифорнийские акробаты Билл Гаффни и Том Уивер, которые использовали их в своих фантастических для того времени шоу. В 1954 году они назывались Pogo stilts. Уже тогда с их помощью можно было бегать со скоростью около 30 километров в час, прыгать в высоту порядка 2-х метров и в длину до 3-х метров. Благодаря этому акробаты играли в них в баскетбол и с лихвой преодолевали полосу препятствий, что очень забавляло удивленную публику. Но был у этих сапог-скороходов и серьезный недостаток. Они были достаточно тяжелыми и громоздкими, вследствие чего пользоваться ими могли только профессиональные трюкачи. Том и Билл хотели выпустить на рынок усовершенствованную модель для людей без специальных навыков, но воплотили их идею в жизнь только пол века спустя… 6
Во время холодной войны все новые разработки американцев тщательно изучались. Мозговой штурм советских изобретателей из Уфы породил аналог творения запада, и в 1973 году он получил название «Сайгак». В основу идеи легла задумка быстрого передвижения без лишних усилий, что очень заинтересовало военных. Этот аппарат представлял собой симбиоз обуви и двигателя внутреннего сгорания и позволял перемещаться со скоростью до 20 километров в час. Развитию этого устройства помешал распад Советского союза. Правда сейчас разработку продолжили и даже выпускают небольшие опытные партии. Но широкое распространение он так и не получил. 7
И в 2004 году Александр Бок, австрийский ученый, смог соединить функциональность, удобство и малогабаритность. Так на свет появился новый тренажер. Ученый запатентовал свое творение и назвал его «тренажер для бега и прыжков». Выглядел он именно так, каким он будет проанализирован мной. Правда называют их по-разному: джоли джамперы, джолики, джамперы, джампы (от названия фирмы- производителя Jollyjumper), или просто боки по имени изобретателя. Отсюда и вид спорта – бокинг. А прыгуны – бокеры. Так его имя вошло в историю развития экстремальных видов спорта. 8
На сегодняшний день существует несколько модификаций джамперов Teenager, Adult и Adult-Pro. Данная модификация –Jolly Jumper Teenager.Разработана специально для детей подросткового возраста или для тех кто только начинает осваивать данный вид спорта Спортивные характеристики – 6 баллов ( Малый уровень, т.к. разработаны для новичков) Эстетичность - 6 баллов (Большое внимание уделено техническим данным в ущерб эстетики) Материалы – 9 баллов(Экологически чистые,современные) Эргономичность – 10 баллов (высокая точность расчетов) Общая оценка-7 баллов из 10 9
Данная модификация Jolly Jumper Adult Высоко технологичнее чем Jolly Jumper Teenager, Для людей занимающихся Бокингом в серьёз и надолго. Спортивные характеристики – 8 баллов (Средний уровень) Эстетичность - 8 баллов (Внимание уделено техническим данным в ущерб эстетики) Материалы – 9 баллов (Экологически чистые, современные) Эргономичность – 10 баллов (высокая точность расчетов) Общая оценка – 8 баллов из 10 10
Наиболее удачное, на мой взгляд, сочетание характеристик. Создан для Боккеров-профессионалов Спортивные характеристики – 10 баллов (Высокий уровень) Эстетичность - 9 баллов (сочетание эстетики и технических данных) Материалы – 9 баллов (Экологически чистые, современные) Эргономичность – 10 баллов (высокая точность расчетов) Общая оценка – 9,5 баллов из 10 11
Данному объекту присуща своя неповторимая эстетика. Гармония линий, рифма формообразования, композиционные средства: ритм, тектоника и т.п.. Все это, в сочетании с техническими свойствами и материалами, даёт особый дизайн спортивно-развлекательного тренажёра « Jolly Jumper», давшего начало целому виду спорта и большие перспективы развития, а ведь этим может похвастаться не каждый дизайн. 12
Дав своё определение дизайна, проанализировав историю создания, аналоги и сам объект становиться понятно, что «Джоли Джамп» не просто конструирование, а дизайн. Ведь при его создании Австрийский изобретатель Александр Бок шёл по пути дизайна - в конструкцию он вложил необходимые характеристики и в результате получился симбиоз спорта, техники и эстетики. В итоге давшие такую популярность его творению. Хотя до него спроектировать подобные «сапоги-скороходы» пытались многие однако за рамки конструкции они не выходили и поэтому их проекты не получили общественного внимания. Все это доказывает, что без дизайна объект рискует быть не нужным обществу, а значит и он и его создатель будут забыты. 13