Конспект урока-беседы по литературе. 10 класс.
Николай Семёнович Лесков «Очарованный странник» Тема праведничества в русской литературе. Цель урока: Показать конкретное художественное воплощение сложного замысла писателя: найти хотя бы то небольшое число праведных, без которых несть граду стояния (нет конца существования жизни).
Мне за народ очень помереть хочется. Н.С. Лесков «Очарованный странник ».
И. Е. Репин «Запорожцы» В.Васнецов «Витязь на распутье» В. Васнецов «Богатыри»
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя (на фоне музыки М. П. Мусоргского «Рассвет над Москвою-рекой»). Семидесятые-восьмидесятые годы девятнадцатого века. В русском искусстве широко начинает звучать богатырская тема. Её могучее дыхание в музыке Мусоргского, Бородина, Аренского…, в картинах Васнецова, Репина, Крамского… Размышляя о будущем страны, о её надеждах и чаяниях, русское искусство находило своеобразную точку опоры в богатырской силе народного характера. Силе дремлющей, опутанной бесправием, невежеством и предрассудками, но могучей и неистребимой. В русской литературе повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, была создана Н. С. Лесковым в 1843 году. Это повесть «Очарованный странник».
III. Беседа, сопровождаемая пересказами и чтением эпизодов. 1.Вспомните при каких обстоятельствах происходит знакомство с героем? 2.Какова внешность обратившего на себя внимание пассажира? 3.Как соотносится его личность с рассказами о себе? (Выразительное чтение эпизода «История состязания Рареем».) 4.Почему молчавший до определённого момента «богатырь-черноризец» вмешивается в разговор?
а) Словарная работа: Камилавка – высокий головной убор. Стратопедарх –начальник военного лагеря. Проскомидия – первая часть литургии, когда готовятся святые дары для причащения. Конэсер- знаток лошадей. Надолба – это столб, вкопанный в землю для перил. Толцытеся (старосл.) – стучите. Форейтор – кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цуком. б) Чтение «дивной истории о попике-запивашке».
5. Какова роль «дивной истории» в контексте повести?
6. Каково же призвание героя?
Тест Призвание – это … ? 1.Склонность к тому или иному делу, профессии. 2.Жизненное дело, назначение. 3.Некая высшая сила, от которой зависит жизнь человека. 4.Талант, данный от природы.
7.Совпадает ли оно с логикой изображения лесковского героя?
IV. Хронология жизни героя. Составление таблицы, сопровождающейся пересказами, чтением и выводами учащихся.
1. Крепостной форейтор. Побег. Неуёмная безудержная сила, стихийность поведения, непредсказуемость поступков, физическая сила. Он человек сиюминутного настроения, поступающий не в соответствии с внутренними убеждениями, а в соответствии с мгновенной эмоциональной реакцией. Он сам Живу по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. Читатель Нравственно непробуждён, не умел различать добро и зло, действовал стихийно. Высокое чувство собственного достоинства, не убитое крепостным рабством.
2. В няньках. Испытывает первую в жизни привязанность, нежность, понимает страдание матери.
3. Поединок и плен. Очень любит лошадей, умеет оценивать их достоинства. Он пленен красотой. Проявляет стихийность поведения. Впервые ощущает себя русским человеком, тоскуя по родине в плену.
4.Конэсер. Он тоскует, начинаются частые запои. он читатель Это предопределение Он одинок
5.Любовь. Глубокая преданная безнадёжная любовь. В ней столько самоотверженности и самоотречения! Эта любовь не забывается в течение всей жизни.
6. Без имени. Отречение от каких бы то ни было эгоистических побуждений.
7.Монастырь. Призвание. 1.Он невольный странник по воле судьбы. 2.Он очарован жизнью, красотой её и любовью.
V. Смысл названия произведения.
Очарованный 1.«Околдованный», ибо постоянно испытывает власть обстоятельств и неволен распоряжаться судьбой. 2.Своеобразная артистическая натура, способная испытывать очарование жизни, красоты и любви.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Задание на дом. Написать сочинение-миниатюру (по выбору). 1.Моё открытие Лескова. 2.Моё отношение к Лесковским героям. 3.Природа «праведничества» в литературе и в жизни.