Методы формирования ключевых компетенций учащихся Реализация «компетентностного подхода» на уроках истории
«Компетентностный подход» - направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей
Компетенцию надо понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников Компетентность - реально сформированные личные качества и минимальный опыт деятельности, способность личности учиться на протяжении всей жизни.
Компетентность как результат образования Овладение учащимся определенным набором способов деятельности Освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно Учащийся должен управлять своей деятельностью (целеполагание, самоорганизация, задействование своих и чужих ресурсов)
Урок: Накануне петровских преобразований ( г.) Цель: подвести краткие итоги XVII в., подчеркивая новые тенденции и задачи эпохи, через деятельность известных лиц того времени. Задача: дать оценку идеям и деятельности просветителей, правителей, реформаторов II пол.XVIIв.
Урок: Накануне петровских преобразований ( г.) Оборудование: мультимедийная поддержка, раздаточный материал для 5 групп: «Симеон Полоцкий», «Федор Алексеевич», «Софья Алексеевна», «А.Л.Ордин-Нащокин», «Преобразовательные планы В.В.Голицына». Приемы: инсерт, работа в группах, верные и неверные утверждения («верите ли Вы?»), «совместный поиск»,графическая организация информации.
Методы формирования информационной компетенции Поиск и сбор информации: задание на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет (предварительное Д/З) отбор значимой информации (в ТРКМ- это прием «совместного поиска»)
Методы формирования информационной компетенции Обработка информации: упорядочение информации (выделение идей, результатов деятельности, выстраивание причинно-следственных связей) составление графиков, таблиц и иных форм наглядности к тексту анализ, обобщение полученной информации с целью оценивания деятельности личности в разных общественных сферах (образование, политика, экономика, военная и социальная сферы)
Методы формирования информационной компетенции Передача информации: подготовка сообщения от группы по заданной теме составление графика оценки деятельности
Методы формирования коммуникативной компетенции Самоопределение, определение роли для участия в коммуникации Учет собственных целей и возможностей в коммуникации Самооценка степени значимости и результативности произошедшей коммуникации
Методы формирования кооперативной компетенции Умение учащегося работать над выполнением учебных заданий самостоятельно и в сотрудничестве с группой Предварительное обсуждение ответов ( на стадии «вызова» и «рефлексии» учащиеся решают 4-5 учебных задач с элементами проблемности )
Верные и неверные утверждения До чтенияПосле чтения 1.Петровские преобразования были подготовлены западным влиянием на Россию. 2.Влияние Запада на Россию в XVII в. невозможно из-за постоянного военного противостояния. 3. В России отсутствовали предпосылки для преобразований, поэтому они претворялись в жизнь исключительно по инициативе и воле царя Петра во имя единой цели – победе в Северной войне. 4. Главной чертой XVII в. являлось широкое «обмирщение»
Методы формирования проблемной компетенции Проблемные задачи Метод проб и ошибок, предполагающий возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки (возвращение к приему «Верите ли вы?» после стадии осмысления) Коллективное подведение итогов и оценивание (графики оценивания по группам)
Коллективное подведение итогов