Изобразительно- выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы высшей категории Панинской СОШ Батажан Л.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Advertisements

Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
Транксрипт:

Изобразительно- выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы высшей категории Панинской СОШ Батажан Л.Н.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы). Тропы – специальные изобразительно- выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

Эпитет – образное определение (чаще всего выражается прилагательным). Отговорила роща золотая березовым веселым языком. царапающий взгляд; бездонное небо; глубокий и немой покой; умильная прелесть; кудрявый сумрак.

Сравнение – сопоставление одного понятия или явления с другим. И зарево, как вечный метеор, играя в облаках, пугает взор. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, точно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. Соловьем залетным юность пролетела, волной в непогоду радость отшумела.

Метафора – скрытое сравнение; слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Струны души; водопад звезд; искра любви; пустых небес прозрачное стекло; любовь угасла.

Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на перенесении признаков живого существа на неживой предмет. Прибор говорит; воздух лечит; что-то зашевелилось в экономике. И скрипка отвечала да, но сердцу скрипки было больно.

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Я три тарелки съел ( смежность между содержанием и содержашим ). Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита ( смежность между автором и произведением ). Не то на серебре, - на золоте едал ( смежность между предметом и материалом, из которого сделан предмет ).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (часть вместо целого, меньшее вместо большего). К нему и птица не летит и зверь нейдет. Борода, что ты все молчишь?

Перифраз – оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Петра творенье (Петербург) град Петров (Петербург) рыцарь без укоризны (Блок) солнце русской поэзии (Пушкин)

Гипербола – преувеличение. Редкая птица долетит до середины Днепра. Глаза громадные, как прожекторы.

Литота – преуменьшение. Талии никак не толще бутылочной шейки. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки.

Сарказм – злая ирония, язвительная насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Ирония – вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры). Фигуры – стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности текста.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Риторическое восклицание, обращение – усиливают эмоциональное восприятие. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.

Лексический повтор – повторение какого- либо члена предложения, части предложения или целого предложения с целью привлечь к ним внимание. Молоды вы еще, очень молоды! Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, но только вы тоже простите меня!

Анафора – повторение слов или группы слов в начале строк или предложений. Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. Эпифора – повторение слов или группы слов в конце строк или предложений. Досталась им буханка светлого хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в магазин привезли – радость!

Синтаксический параллелизм – сходное построение рядом стоящих предложений или стихотворных строк. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении. Сижу за решеткой в темнице сырой (сырой темнице). Часов однообразный бой (бой часов). Идет Жилин, все тени держится. (Жилин идет)

Парцелляция – расчленение предложения на несколько интонационно-смысловых фраз. Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане – не физические лица. А люди.

Градация – последовательное расположение слов в порядке усиления признака. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Антитеза – противопоставление. Ты богат, я очень беден, Ты – прозаик, я – поэт.

Оксюморон – соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу. Есть тоска веселая в алостях зари. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

Именительный темы – разделенное на две части построение, в котором первая часть – тема сообщения, вторая – высказывание по поводу данного понятия. Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет.