Исследовательская деятельность учащихся Сообщение для кафедры учителей начальных классов МОУ ЛСОШ 1. Воспитатель ГПД Панина И.В.
Преимущества исследовательского метода обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска ; сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности ; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания помочь развитию творческого мышления мышления
Исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога
Задачи Приобщать младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу; формировать интерес к познанию мира и открытию нового; развивать речь и кругозор учащихся; привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами.
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно. 2. Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск). 3. На третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. Три уровня реализации исследовательского обучения:
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Типы исследовательских работ : Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские
Внешними условиями способствующими успешности исследовательской деятельности являются : Внешними условиями способствующими успешности исследовательской деятельности являются : - творческая атмосфера поиска в коллективе; - принятие и поддержка педагога коллективом, считающим исследование делом важным и трудным; - возможность посоветоваться, обсудить некоторые результаты исследования; - заинтересованность кого-либо из профессионалов в результатах исследования, администрации как учебно-воспитательным процессом; - возможность пробовать и ошибаться без порицаний извне; - наличие времени и минимальных материальных затрат;
Правила выбора темы. Тема должна быть: - интересна ребёнку; - выполнима; - оригинальной; - относительно быстро выполнима; - доступной и соответствовать возрастным особенностям детей.
Темы исследования: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «История моего города», «Памятники и памятные места», «Свойства…(бумаги, ткани и т.п.)», «История… (слова, цифр, растения, открытия)», «История чисел», «Игры на уроках математики», «Как люди научились измерять расстояние», «Великие учёные», «История возникновения приборов измерения времени», «Опорно – двигательная система человека», «Вулканы», «Кактусы», «Растения родного края», «Растения Красной книги», «Как вырастить цветок» и т.п. «Животные родного края», «Разные животные – разные характеры», «Церковь», «История икон», «История железной дороги», «Динозавры» и т.п
Исследовательская работа - дело серьёзное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность не только предлагать интересные и необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое.