Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Advertisements

Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой. МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный.
Патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой. «Реквием» - отражение личной трагедии и народного героя.
Суд над репрессией ДЕЛО Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда,
Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Анна Ахматова. Поэт не человек, он только дух – Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух – Все видит, слышит, всем владеет… «Поэт не человек,
Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 388 СВАО г. Москвы Литвиновой Татьяны Ивановны «Я была тогда с моим народом…» Поэма А.Ахматовой.
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
УЧАЩИЕСЯ 11 «А» КЛАССА МОУ ЛИЦЕЯ 17 Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой.
Ранняя лирика Анны Ахматовой. Только змеи сбрасывают кожу, сбрасывают кожу, Чтоб душа страдала и росла. страдала и росла. Мы, увы, со змеями не схожи,
Курсовая работа по литературе «Анна Ахматова. Творческий портрет» Выполнила Мосолова Л.В. учитель русского языка и литературы гимназии 196 Красногвардейского.
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н.
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Транксрипт:

Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой; как история страны преломляется и отражается в её творчестве и биографии.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица… «Многим» 1922 год

Главная молитва – это молитва за Россию. Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, и Таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в сплаве лучей. «Молитва» 1915 год.

Реквием – это : Вдохновение, мастерство, труд. А.А.Ахматова

От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвым, ни живым. А.С.Крюков

«Посвящение» Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река… И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих. «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса»

Апокалипсис - это

А.С.Крюков Поэма погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния, отнимая всякую надежду. Апокалипсический лик смерти явлён с потрясающей реальностью, спасенья нет.

А.С.Пушкин Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. «Во глубине сибирских руд…»

«Реквием» – это Воплощение народной беды, горя, трагедии.

Карточка Выпишите эпитеты: скрежет. шаги, столица, лет (каких?) Отметьте сравнения: там встречались, словно

Родина Ваше представление У Ахматовой Это было, когда улыбался Только мёртвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осуждённых полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звёзды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных «марусь».

Гротеск – сильное преувеличение. «только мёртвый спокойствию рад»

В. Суриков «Утро стрелецкой казни» Казни стрельцов начались в Москве 10 октября 1698 года по приказу московского царя Петра I[1][2]. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Пятерым стрельцам Петр І отрубил головы лично.[3][4][5] О массовых пытках и казнях стрельцов, в том числе и с личным участием царя Петра І, пишут многие историки.[6][7][8]. Российский историк Николай Костомаров так описывает казни стрельцов и членов их семей: Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Во все времена судьба сыновей и мужей – погибать, матерей – их оплакивать.

болезненность Тихо льётся тихий Дон Жёлтый месяц входит в дом Входит в шапке набекрень, Видит жёлтый месяц тень. Эта женщина больна Эта женщина одна…

Героиня на грани безумия. Обращается к себе. Старается что-то предпринять. Силы уходят, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Из её уст льются тихие колыбельные строчки. Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоём кресте высоком И о смерти говорят.

приговор

Распятие Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А матери: «О, не рыдай Мене…»

Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящия.

Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. – Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был. От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвым, ни живым. А.С.Крюков

« Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица…» Когда перелистываешь книгу Ахматовой,вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредёшь на такие стихи,которые убеждают нас, что в жизни и в поэзии этой «бездомной странницы»был Дом,который служил ей во все времена её верным и спасительным прибежищем. Это Дом – Родина, родная русская земля. Этому Дому она с юных лет отдала все свои самые светлые чувства.

Учитель русского языка и литературы: Новоселова Светлана Юрьевна Школа 979