Михаил Булгаков «МАСТЕР И МАРГАРИТА» «За мной, мой читатель!..»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«За мной, мой читатель!..». Замысел книги год –начало работы над романом. Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».
Advertisements

Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия г.Сафонова Смоленской области.
Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.
В чем загадка популярности романа?. Чем привлекателен роман «Мастер и Маргарита» проблематика сатира неудачи в экранизации любовь апокрифВоланд ?
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была.
Современный московский мир Потусторонний мир Древний ершалаимский мир «Носители истины» МастерИешуа «Правители, принимающие решения» Директор психиатрической.
Композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита » «Черт – проявитель для фотопленки». Б.В.Соколов Ученицы 12 класса Сологуб Надежды.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
История создания романа «Мастер и Маргарита» Работу выполнила ученица 11-Б класса гимназии 49 Помыткина Ольга.
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
История написания романаМастер и Маргарита. Вступление. Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Аннотация Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского муниципального района Республики.
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита». Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа (по 2й главе) и их евангельская основа».
Как истинный Мастер, Булгаков (и его роман) принадлежит Вечности…
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Транксрипт:

Михаил Булгаков «МАСТЕР И МАРГАРИТА» «За мной, мой читатель!..»

Как рождался мистический роман ? Замысел книги год –начало работы над романом. Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

«ДОПИСАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ УМЕРЕТЬ…» Судьба черновиков романа : 1929 – первая редакция 18 марта 1930 года – рукопись сожжена автором 1932 – возвращение к роману 1938 – книга написана, авторские правки писатель ведёт до последних дней жизни «И я лично, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЙ РОМАНА : «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Сын», «Он явился», «Великий канцлер», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Вот и я», «Князь тьмы», «Чёрный маг»… « Я писатель мистический »

Троемирие - основная концепция булгаковского романа. Три мира в романе - три времени в романе Библейский мир – «Иершалаимские главы» Современный мир - «Московские главы» Вечный потусторонний мир Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний. Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе)

Связаны ли герои романа, живущие в разном времени и пространстве? Трём мирам романа соответствуют ряды персонажей, объединённые по ролевому подобию.ряды персонажей Триады Диада : Иешуа Га-Ноцри – Понтий Пилат Монада : Маргарита

Триады : Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине Низа – Гелла – Наташа Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен Диада : Иешуа Га-Ноцри – Мастер Монада : Маргарита – основная структурообразующая единица романа. Она действует во всех трёх мирах романа. (Автор классификации – Б. Соколов)

Кого и за что наказывает Воланд? «Я часть той силы, что хочет зла и вечно совершает благо…» Сюжетно- композиционная роль Воланда в романе. Воланда

Прототипы Воланда Faland – чёрт (нем.) Воланд – одно из имён Сатаны. Его другие имена: Люцифер, Асмодей, Вельзевул. ВОЛАНД Мефистофель из «Фауста» Демон из поэмы И. Гёте М. Лермонтова -

«Что есть Истина?» –« - И настанет царство Истины ? - Настанет, игемон…» - Евангельские главы как своеобразный центр романа. - Драматизм образа Пилата. Тема нравственного отсупничества. - Иешуа – высший прообраз человека

Быть верным добру, истине – это значит не только не делать зла. И не только не предавать добра. Быть верным добру - это значит служить ему, творить его. Именно в этом прежде всего смысл образа Иешуа, бродячего философа, идущего по земле с проповедью добра. Что есть Добро и Зло?

Почему Мастер заслужил покой и не заслужил света? « Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то и стала называть его Мастером» Мастер – тип «маленького человека» Продолжение традиций Достоевского Темы, связанные с Мастером: «художник и власть» «власть и время» Ролевой знак Мастера – Талант и Личность «…память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера…

«Боги, боги мои ! Что нужно было этой женщине?» «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы… И меня поразило не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах.» Маргарита в романе – прекрасный, обобщённый образ Женщины, которая Любит….Яркостью своей наступательной любви она противопоставлена Мастеру. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату - своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью – всесильному Воланду… (Л. Яновская)

«Когда люди совершенно ограблены …они ищут спасения у потусторонней силы.» ПРОТОТИПЫ МАРГАРИТЫ Маргарита Елена Сергеевна из «Фауста» Булгакова – И.Гёте муза писателя «…Я погибаю из-за любви!» Ролевой знак Маргариты- любовь, доходящая до самопожеровования

В чём роль образов-символов в мистическом романе ? Дом (Какой дом обрёл Иван Бездомный?) Луна, лунная река, лунная дорога. «…Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога.» «…Лунный свет вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит…»

Тайна цвета… красный – белый: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой… вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» -белая повязка на голове Иешуа, кровавая ссадина на его лице -красные и белые розы на балу Сатаны красный – чёрный: у Воланда «траурный плащ, подбитый огненной материей» -красно-чёрные угли в камине Воланда чёрный – жёлтый: « тревожные жёлтые цветы» в руках Маргариты, «очень отчётливо выделялись на её весеннем пальто». У тучи, накрывшей Ершалаим в момент казни Иешуа, «чёрное дымное брюхо отсвечивало жёлтым». Пространственно-временные пласты романа связаны между собой не только хронологией и системой образов, но и проходящими через весь текст световыми ассоциациями.

Можно ли постичь тайну гениального романа ? « Тайна творчества есть тайна свободы. Так же бездонна и необъяснима тайна творчества.» (Н. Бердяев) «За мной, мой читатель!..»