Докладчик: Громыко Нина Вячеславовна, зам. директора НИИ ИСРОО
Оценка уровня обновления знаний в образовательном процессе: оценка новизны знаний, которые вводятся в школе, прежде всего – в экспериментальных программах и курсах; оценка уровня готовности работать с новым содержанием образования, разрабатывать новые учебные курсы, включаться в разработку новых образовательных форм и моделей; оценка уровня освоения педагогами основ деятельностного и мыследеятельностного подходов; оценка уровня эпистемической подготовленности педагогов;
Результаты работы семинара в учебном году 1. Разработана анкета для педагогов 2. Разработаны образцы диагностических задач на материале: физики; математики; литературы; географии; истории; обществознания.
Анкета для педагогов Структура анкеты: Общие представления об устройстве знания (в отличие от мнения, информации) Уровень развития рефлексивного мышления при работе со знанием Способность работы с информационным полем Цель анкеты: выявление деятельностной и эпистемической подготовленности педагогов к работе семинара
Освоение структуры предметного знания (математика) идеальный математический объект знаковая форма операциипредставление Структура математического знания: Диагностическая задача: Решить систему уравнений: x 2 + y 2 – a = 0 x tgb – y = 0 1.Решить, не прибегая к вычислениям. 2.Если не можете, решить, прибегая к вычислениям. 3.Если решили, прибегая к вычислениям: можете ли теперь сказать, как решить, не прибегая к вычислениям.
Уровни освоения структуры предметного знания (математика) Верхний уровень – учащийся владеет и алгебраическим, и геометрическим представлением идеальных объектов, способен работать в обоих данных представлениях и удерживать переходы между ними. Учащийся удерживает наличие двух упомянутых представлений, но неспособен переходить от одного к другому. Учащийся может двигаться только в рамках формальных преобразований по освоенным правилам-алгоритмам, привлекая необходимые формализмы (алгебраические и тригонометрические). Учащийся способен двигаться только в структуре тех формальных преобразований, на которые явно указывает задание (в задаче приведена алгебраическая система уравнений, значит и использовать надо только алгебраические преобразования). Нулевой уровень – задача не решена
Освоение структуры предметного знания (литература) Структура литературоведческого знания: Диагностическая задача: Главный герой Сюжет Композиция Контекст Стиль / жанр Идея произведения Составьте план сочинения на тему: «Сравнительный анализ произведений Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» и М.А. Булгакова «Собачье сердце». Напишите сочинение по данному плану.
Уровни освоения структуры предметного знания (литература) План не составлен (нулевой уровень). Сопоставление по одному параметру (формальное), без указания конкретики предложенных для сравнения произведений. Сопоставление по одному параметру с указанием конкретики предложенных для сравнения произведений. Сопоставление по двум параметрам (формальное), без указания конкретики предложенных для сравнения произведений. Сопоставление по двум параметрам с указанием конкретики предложенных для сравнения произведений. Сопоставление по трем параметрам (формальное), без указания конкретики предложенных для сравнения произведений. Сопоставление по трем и более параметрам с указанием конкретики предложенных для сравнения произведений (верхний уровень).
Оценка качества образования: Оценка уровня освоения предметного знания Оценка уровня развития способностей Оценка уровня обновления знаний
План работы семинара на учебный год Разработка ядра модели обновления знаний в образовательном процессе. Конструирование образцовых диагностических задач, направленных на выявление уровней освоенности учащимися новых способов работы с новыми эпистемическими структурами. Обучение педагогов самостоятельному созданию диагностических задач.