Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс
Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Гипотеза Если использовать антонимы в речи, то она станет выразительнее, образнее.
Цели и задачи Выявить роль антонимов в речи. Обосновать необходимость употребления антонимов в речи. Проанализировать частоту употребления антонимов на примере текста.
Ход исследования Выбор исследуемого текста. Чтение с выделением антонимов. Определение роли антонимов в тексте. Работа с информационной литературой.
Результат исследования В сказке «Царевна-лягушка» встречаются антонимы: долго ли – коротко ли; много ли – мало ли. Не ты ее надел, не тебе ее снимать было! Зачем пожаловал, добрый молодей? Волей или неволей ? Они позволяют увидеть контрасты, помогают подчеркнуть эти контрасты, противопоставить явления, высказать мысль с большей точностью.
Проведем опыт Прочитаем загадки. Лежит – ниже курицы, встанет – выше лошади.(Оглобли) Днем стекло разбито, ночью вставлено.( Лед) Разгадать загадку помогают антонимы, они противопоставляют явления, предметы, делают высказывание точнее.
На противопоставлении антонимов построены многие пословицы Прочитаем пословицы Дело веди, а безделье гони. Близкий сосед лучше дальней родни. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Понять смысл пословиц помогает противопоставление, которое достигается использованием антонимов
Изучив информационные ресурсы, мы узнали Антонимы Лексические (Сладкий – горький, трудный – легкий) Текстовые (Речи, что мед, а дела, что полынь)
По структуре антонимы различаются: Разнокоренные День – ночь, близкий – далекий, ниже – выше. Однокоренные Дело – безделье, волей – неволей, счастье – несчастье.
Выводы Лексические антонимы встречаются чаще, делают речь емкой, динамичной. Мастера художественного слова прибегают к этому средству для создания контраста. Проведя исследование, мы выяснили, что использование антонимов в речи приводит к ее выразительности, образности.
Информационные ресурсы «Царевна- лягушка». Русская народная сказка. Русский фольклор. Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Соколова М. Упражнения по лексике и фразеологии. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. Введенская Л.А. Русское слово., М. «Просвещение» Школьный словарь антонимов.