«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы Урок литературы 10 класс Автор - Малицкая И.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы.
Advertisements

Антон Павлович Чехов «Вишневый сад». Принципы «новой драмы»: Театр настроения Театр настроения Нет ни злодеев, ни ангелов Нет ни злодеев, ни ангелов Диалог.
Образ вишнёвого сада Символ красоты Символ Родины Прошлое Настоящее Будущее Имение Дачи Покупка/ продажа Любовь Андреевна, Гаев Лопахин Аня, Петя Трофимов.
СИМВОЛ « САДА » ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА « ВИШНЕВЫЙ САД » Владимирова Анастасия 11 а.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная)
Викторина по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» Подготовила Ефремова Л.Р., учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ 12 г. Ноябрьск Подготовила Ефремова.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Задание 1 А.П. Чехов родился в А. Таганроге; Б. Мелихове; В. Москве.
ЗАТРОНУТЬ САМУЮ СУТЬ И САМЫЕ НАБОЛЕВШИЕ СТРУНЫ....
Автор презентации учитель словесности ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина Автор презентации учитель словесности ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы Андреева.
Значение образов – символов. Подготовка к домашнему сочинению Комедия А.П. Чехова.
"Прежде очень хорошо было. По крайней мере драли". "Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая..." "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь.
Правильные ответы: 1 - Б 1 - Б 2 - В 2 - В 3 - Б 3 - Б 4 - В 4 - В 5 - В 5 - В 6 - В 6 - В.
Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад». Жанровое и композиционно- художественное своеобразие. Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка.
Символ сада в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Урок литературы в 10 классе по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Рембуевская СОШ» Трубкина Евгения Михайловна.
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Транксрипт:

«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы Урок литературы 10 класс Автор - Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская область 2010 год

«Вишневый сад» называют пьесой о закате поместно-дворянской жизни. Это верно, но здесь лишь часть правды. «Вишневый сад» - это прежде всего пьеса о родине, о мнимых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

Идейное содержание «Вишневого сада» Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции

Анализ 1 действия Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Чем начинается и заканчивается пьеса? Чем начинается и заканчивается пьеса?

Кульминацией внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как- нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.

Уже современники Чехова заметили, что «главное, невидимое действующее лицо в его произведениях – беспощадно уходящее время» пьеса дает почти физическое ощущение текучести времени, его неумолимый ход – главный нерв внутреннего сюжета комедии.

Почти все персонажи в 1 действии пребывают в пограничном состоянии сна и яви Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства

Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат Гаев Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.

Вишневый сад своеобразно дорог Лопахину – как великолепное место для вложения капиталов и бешеной энергии приобретателя Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов

Петя Трофимов и Аня любят сад не как дворянское гнездо, а как один из прекрасных уголков России, прекрасной страны великого будущего Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний.

Чехов назвал свою пьесу комедией. Но столь же правильно назвать «Вишневый сад» социально-психологической пьесой. Она держится на настроении, окрашена лиризмом. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы.