«…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствует развитию мозга » А. М. Горький МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка» Реализованный педагогический проект «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствует развитию мозга » А. М. Горький МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка» Реализованный педагогический проект Тема: «Развитие мелкой моторики рук, как важнейшее условие успешной подготовки детей к школе». Творческое название : «Умные руки умеют творить». Продолжительность: 1 год Автор проекта: воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида Митина Ольга Васильевна
Актуальность: Мелкая моторика- это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Теоретическое обоснование: Методологической основой проекта явились следующие положения: о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова); ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.); исследования М. М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы педагоги родители срок реализации: г г.
Гипотеза: Гипотеза: Если создать условия для накопления Если создать условия для накопления ребенком двигательного практического опыта, ребенком двигательного практического опыта, развивать навыки ручной умелости, то можно добиться повышения уровня подготовки детей к школе. повышения уровня подготовки детей к школе.
Цель проекта: Цель проекта: Создание системы работы по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму у детей дошкольного возраста как условия успешной психофункциональной подготовки к школе.
Задачи: Определить эффективные формы и методы работы по развитию мелкой моторики детей. Разработать и апробировать систему работы по развитию мелкой моторики детей в регламентируемой и нерегламентируемой деятельности. Создать оптимальные условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев у детей. Формирование активной позиции родителей по развитию мелкой моторики рук и подготовки детей к школе.
Модель реализации проекта: дети педагогиродители ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП сентябрь-октябрь 2008г. ОСНОВНОЙ ЭТАП ноябрь-апрель г. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май 2009г.
Подготовительный этап: Содержание работы Сроки вы- полнения Ответственный Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использовани- ем интернет- ресурсов по теме проекта. Сентябрь 2008г. Воспитатель Подбор материала для работы с родителями по теме проекта. Сентябрь 2008г. Воспитатель Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей. Сентябрь 2008г. Психолог Воспитатель Диагностирование детей.Октябрь 2008г. Воспитатель Психолог Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики у детей. Октябрь 2008г. Воспитатель Приобретение пособий и игр на развитие мелкой моторики рук. Октябрь 2008г. Воспитатель
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук г. (подготовительная группа)
Основной этап: (работа с детьми) Содержание работы Сроки Разработка конспектов занятий по теме и размещение их на сайте в Интернете. ноябрь-декабрь 2008г. Проведение открытых занятий. В теч. года Работа с детьми по развитию мелкой моторики в процессе регламентирован- ной и не регламентируемой деятельности. В теч. года Подбор и систематизация игр, заданий на развитие мелкой моторики. ноябрь-декабрь 2008г. Работа в тетрадях. В теч. года Кружок «Веселый карандаш». В теч. года
Основной этап: (работа с родителями) Содержание работы Участие в Дне открытых дверей. Выступления на родительских собраниях по теме. Изготовление наглядной информации для родителей. Организация бесед, диспутов, дискуссий. Организация выставок совместного творчества детей и родителей. Практические рекомендации для родителей.
Основной этап: (работа с педагогами) Содержание работы: Выступления на методических объединениях и педагогических советах. Консультации для воспитателей по теме проекта. Участие в выставках детского творчества учреждения и города. Выставка игр и пособий на развитие мелкой моторики.
Заключительный этап: Проведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы проекта. Оформление результатов, обобщение опыта.
Совершенст- вование мелкой моторики Развитие графических навыков. Психологичес- кая готовность к школе. Развитие ручной умелости. Результаты работы по развитию мелкой моторики рук
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
Вывод: Система работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, подготовки руки к письму, разработанная и апробированная в ходе реализации проекта, обеспечила высокий уровень психофункциональной готовности воспитанников к обучению в школе.
Обобщение опыта: Опыт обобщен на педагогическом совете МДОУ. Размещение проекта на сайте Сети творческих учителей.
Практическая значимость проекта: Проект является эффективным, малозатратным, опыт может быть принят к реализации другими педагогами для более успешной подготовки детей к школе.
Информационные ресурсы. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000 г. Белякова О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе. М.: Айрис-пресс, 2007 г. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997 г. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб,1998 г. Новиковская О.А. Умные пальчики. 150 игр и заданий для детей от года до шести лет. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 г. Сахарова О.М. Готовим руку к письму. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 5-7- летнего возраста. М.: Просвещение, 1988 г. Сайт управления образования и науки Тамбовской области Сайт Сети творческих учителей: Сайт «Открытый урок»: Банк диссертаций: Сайт ТОИПКРО: