ТЕМА : « Единство человека и природы в повести В. П. Астафьева « Ода русскому огороду » ТЕМА : « Единство человека и природы в повести В. П. Астафьева « Ода русскому огороду » Интегрированный урок по литературе и биологии.
Цель урока: раскрытие единства человека и природы в повести В.П.Астафьева «Ода русскому огороду». Задачи: 1. Продолжить развитие навыков работы с художественным текстом (цитирование, отбор материала, нахождение нужной информации); 2. Развивать память, мышление, воображение, внимание, речь, читательский интерес; 3. Воспитать чувство любви к малой родине и уважение к человеку – труженику.
Но не могут люди бросить землю, велика привычка и тяга к ней, вера в нее: а вдруг беда какая? Неурожай? Засуха? Война, не дай бог, снова? На кого и на что надеяться тогда? На землю. Она никогда не предавала и не подводила, она кормилица наша, всепрощающая, незлопамятная. В. П. Астафьев В. П. Астафьев
Ода – (от греч. Ode - песня). Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого – либо значительного события или лица.
Задание учащимся Задание учащимся Назовите травянистые растения, о которых рассказывает В.П. Астафьев в повести «Ода русскому огороду».
Травянистые растения, о которых рассказывает В.П.Астафьев в «Оде русскому огороду». Пырей ползучий Полынь горькая Ноготки лекарственные, или календула Лопух большой, или репейник Татарник колючий Крапива двудомная Синюха Пижма обыкновенная
Задание учащимся Задание учащимся Найдите в повести В.П.Астафьева загадки о растениях и отгадайте их. Найдите в повести В.П.Астафьева загадки о растениях и отгадайте их.
Загадки о растениях. Девица в темнице – коса на улице. Кину порохом, встанет городом. Без рук, без ног полз на бадог. Под дубком, дубком свилась клубком.
Загадки о растениях. МорковьМак ГорохРепа
Задание учащимся Задание учащимся Какие растения В.П.Астафьев называл в повести: - желтоухий солноворот; - лютый фрукт; - жалица.
Подсолнух Чеснок Крапива
Задание учащимся Задание учащимся Из текста повести выделить мудрые изречения, советы, приметы о человеке – труженике, добре, счастье. Из текста повести выделить мудрые изречения, советы, приметы о человеке – труженике, добре, счастье.
Мудрые изречения, советы, приметы о человеке-труженике, добре, счастье. Хорошо на Дону, да не как на дому. Хорошо на Дону, да не как на дому. Хочешь есть – работай! Хочешь есть – работай! Не живи с сусеками – а живи с соседями. Не живи с сусеками – а живи с соседями. Для просящих и ворующих! - бросовая гряда. Для просящих и ворующих! - бросовая гряда. Сон да дремота – поди на болото! Сон да дремота – поди на болото! Примета: увидеть «нечаянно» свет в родном доме – к счастью! Примета: увидеть «нечаянно» свет в родном доме – к счастью! Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем. Если уж по уму да по совести и чести – спаситель наш – огород! Тут и голову ломать незачем.
Задание учащимся Задание учащимсяЗадание учащимсяЗадание учащимся В цитатах из текста повести вместо пропусков вставить названия растений, о которых идет речь.
ЦИТАТЫ: Как-то отчужденно, напористо растет…………….до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится. Сожжение на костре – забава по сравнению с сибирской ……... На костре, если дрова хорошие, - пых –и сгорел! А вот после ……….. недели две свету белого не видно, ни сесть, ни лечь. Выть, только выть, слезами обливаться и каяться перед бабкой, умоляя ее помазать сметаной место, подвергнутое истязанию.
В огороде же том самоглавнейший спаситель скромное, многотерпеливое существо, участью- долей схожее с русской женщиной,-………………… В честь ………………….. надо бы поставить памятник в России. Что же есть, скажите, лучше этого растения? Хлеб? Да! Однако хлебу сколь воздано! Сколько о нем спето! Так отчего же, почему мы, российские люди, не раз, не два спасенные …………………….. от глада и мора, забыли про нее? К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой…………….! Где угодно готов это утверждать! Цитата:
Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. Я, например, только на поле боя обнаружил, как красиво цветет картошка. Лежал как – то под обстрелом на картофельном поле и пытался «отвлечься», стал рассматривать листок картошки. И таким он мне показался красивым, и так мне захотелось жить, что я …выжил! В. П. Астафьев. В. П. Астафьев.
«Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошке, «Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить с лишком две тысячи блюд, опоре нашей жизни – никакого внимания. По гривеннику всем людям труда – главным картофелеедам – собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают ПАМЯТНИК! Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке ГИМН на самой широкой площади, при всем скоплении народа. Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!»
Памятник картошке. Мариинск. Мариинск. Памятник картошке на центральной улице города. Памятник картошке на центральной улице города. Мариинск. ( )
Домашнее задание: попробуйте сочинить гимн, оду, стихотворение человеку – труженику или любому растению из повести В.П.Астафьева «Ода русскому огороду».