Проблемный вопрос: Судьбы «униженных и оскорблённых». Авторы: Астафьева Мария, Авторы: Астафьева Мария, Сушков Максим, Сушков Максим, Хомякова Анна. Хомякова Анна. 11 класс МОУ Жердевская сош 1
Гипотезы: Если бы Мармеладовы не существовали среди нищеты, бесправия, социальной несправедливости, их судьба не закончилась бы так трагически. Если бы Сонечка не верила в Бога и не была готова разделить судьбу ближнего, она не смогла бы воскреситься сама и помочь воскреситься Раскольникову.
Если бы Дуня вышла замуж за Лужина, она бы всё равно не смогла помочь своей семье. Если бы в результате борьбы в душе Раскольникова ненависть вытеснила милосердие и сострадание, то Родион не отказался бы от своей теории.
Цель исследования: Доказать, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить самые важные человеческие качества- милосердие и сострадание. Доказать, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить самые важные человеческие качества- милосердие и сострадание.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть судьбу Мармеладова и его жены Катерины Ивановны. 2.Рассмотреть судьбу Сонечки и её роль в судьбе Родиона Раскольникова. 3.Рассмотреть судьбу Дуни. 4.Рассмотреть судьбу Родиона Раскольникова.
В романе Ф.М. Достоевского жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду мы видим картины нищеты, бесправия, социальной несправедливости. На каждом шагу встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Мармеладов, Катерина Ивановна Мармеладова, Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Родион Раскольников. Мармеладов-человек, способный глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
В словах Мармеладова-боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше в неё никогда не допустят. Перед нами оскорблённый человек, глубоко сознающий своё падение, но не в силах ничего изменить. Разве осмелишься осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. Действительно, если бы этот герой не жил в этой жестокой среде, судьба его не сложилась так трагигно.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице. Она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. После смерти мужа, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. Но облегченья не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель.
Это отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала и встать не хотела». Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая, непреклонная». Но человеческая гордость её попирается на каждом шагу, о достоинстве заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.
Соня Мармеладова переступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идёт на панель. У Сонечки находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу Раскольников. Именно Сонечке герой признаётся в своём преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Действительно, благодаря любви к героине и её любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего.
Сестра главного героя, Авдотья Романовна, тоже относится к «униженным и оскорблённым». Она собирается замуж за Лужина. Дуня не любит этого человека, но зато этим браком надеется поправить положение не столько даже своё, сколько брата и матери. Но Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот.
Родион Раскольников убил ростовщицу не во имя обогащения. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей среды, результатом долгих и упорных размышлений героя о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорблённых», о социальных и нравственных законах, по которым живёт человечество. После совершения убийства герой понимает, что не сможет жить с этим чёрном пятном на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. И если бы в душе Раскольникова в результате борьбы ненависти и милосердия не победило бы второе, то он не смог отказаться от своей теории.
Критика: И.Ф. Анненский. « Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание её столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью,- места им больше в сердце не находится.
«За Соней идёт её отец по плоти и дитя по духу- старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он приемлет и страдание. Он- тоже кроткий, но не кротостью осеняющий, а кротостью падения и греха. Он – один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец,- главное он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, любовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении».
Н.Н. Страхов « Раскольников есть истинно русский именно в том, что дошёл до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед».
Итак, Достоевский показывает, что такой жизнью, которой живут «униженные и оскорбленные» жить дальше нельзя. Опираясь на реальный материал действительности, писатель выдвигал и освещал проблемы,имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, страданий и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, вопросы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.
Литературные источники Мультимедийная энциклопедия русской литературы Учебник русской литературы 19 века. Автор Лебедев год Критика Анненского и Страхова