СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Н. П. Воскобойникова
Цель: познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий Задача минимум: обеспечить усвоение определения понятия «педагогическая технология» и логических оснований классификации Задача максимум: вызвать интерес и желание овладеть современными педагогическими технологиями Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться Ф. де Ларошфуко
ПЛАН 1.Определение педагогической технологии (ПТ) 2.Структура педагогической технологии 3.Критерии технологичности 4.Классификация педагогических технологий 5.Сущность современных педагогических технологий 6.Анализ и описание педагогической технологии 7.Необходимость знания и учета особенностей познавательных процессов у обучающихся с доминированием левого и правого полушарий мозга для выбора педагогической технологии (некоторые причины необходимости введения ПТ) 8.Тезаурус современной дидактики
ЛИТЕРАТУРА 1.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. О педагогических технологиях и системах обучения // Основы государства и права. – – 4. 3.Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения // Химия в школе. – – 2. 4.Гузеев М. П. Педагогическая технология: от приема до философии // Директор школы. – Спецвыпуск 4. – – Сентябрь. 5.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Сибирская М. П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. – СПб, 1995.
Скажи мне, и я забуду Покажи мне, и я запомню Дай мне сделать самому, и я научусь Древняя китайская мудрость
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения А. Сент-Экзюпери
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология описание на концептуальной основе содержательнойпроцессуальной сторондеятельности для достиженияцелей Педагогическая технология – описание на определенной концептуальной основе содержательной и процессуальной сторон совместной деятельности учителя и обучающихся для достижения поставленных целей независимо от индивидуальности обучающего и места реализации. (Н. П. Воскобойникова, И. В. Галыгина, Л. В. Галыгина)
2. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю. Архимед
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 1.Концептуальная основа 2.Содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные) содержание учебного материала 3.Процессуальная часть (технологический процесс): организация образовательного процесса (ОП) методы и формы учебной деятельности обучающихся методы и формы деятельности учителя деятельность обучающихся и учителя по управлению ОП диагностика ОП
Источники и составные части современных ПТ: социальные преобразования новое педагогическое мышление развитие наук: педагогика, психология, общественные науки передовой педагогический опыт опыт прошлого: отечественный и зарубежный народная педагогика
3. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ Человек есть мера всех вещей. Протагор
Критерии технологичности: 1.Концептуальность: научная концепция психологическое, дидактическое, социальное обоснование достижения образовательных целей 2.Системность: логика ОП целостность ОП 3.Управляемость: диагностическое целеполагание планирование проектирование ОП поэтапная диагностика коррекция результатов варьированием средств и методов обучения
4.Эффективность: эффективность результатов обучения эффективностьрезультатов обучения оптимальность затрат гарантированность достижения требований ГОС 5.Воспроизводимость: возможность применения в других образовательных учреждениях
Логико-смысловая модель «Критерии технологичности» уровень «сущность» тип «Свойство»
Логико-смысловая модель «Педагогическая технология» уровень «сущность» тип «Классификация»
5. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е. Н. Ильин
Логико смысловая модель «Педагогическая технология» уровень «сущность» тип «Свойство»
Основные типы образовательного процесса: творческого мышления продуктивный, направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность и самостоятельный поиск обучающихся; индивидуальность личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия; умений; сущностно-репродуктивный, нацеленный на формирование умений; знаний формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний.
Тип ОП определяет соответствующее дидактическое назначение педагогических технологий: изучение нового материала; выработка умений и навыков; обобщение, систематизация и углубление знаний; контроль знаний, умений и навыков.
В соответствии с дидактическим назначением педагогических технологий выбираются методы обучения: диалогический, творческий, развивающий, объяснительно-иллюстративный. диалогический эффективный результативный. Ведущим является диалогический метод как наиболее эффективный и результативный.
Логико-смысловые модели современных технологий обучения: коллективной (КТО); адаптивной (АТО); развивающей (ТРО); педагогической мастерской (ТПМ).
Анализ технологий: КТО, АТО, ТРО КТО, АТО, ТРО (Концептуальная таблица)
Ось Отличие Сходство АТОКТОТРО 1Теория ПФУДСоциально- конструктивист- ская теория Теория содержательного обобщения, теория ЦУД, теория развивающего обучения Давыдова В. В. Теории деятельностного подхода и обучения (АТО и КТО) 2Цели определяются педагогической технологиейОбщая направленность 3––ДедуктивныйОбщий характер содержания 4Нет сущностно- репродуктив- ного (КТО, ТРО) Нет личностного (АТО, ТРО) Нет продуктивного (КТО, АТО) Продуктивный (АТО и КТО), личностный (АТО и ТРО), сущностно- репродуктивный (КТО и ТРО) 5Значимость компонентИмеются все компоненты
6Дидактические материалы Лист преподавателя, дидактические карточки, экран учета Диагностический инструментарий Учебная и дополнительная литература, средства ИКТ 7РазвивающийТворческий, объяснительно- иллюстративный Дедуктивный, ЦУД, задачный, коллективно- распредели- тельная деятельность (КРД), самооценивание Диалогический (КТО и АТО) 8Нет коллективной формы Коллективная форма Нет коллективной формы Групповая, парная, индивидуальная формы 9Четко определен каждый этап управления Определенность контроля и оценивания Каждый этап на самоуправлении Имеются все компоненты управления 10Гуманитарный фон конкретизируется педагогической технологией Общая направленность
Логико смысловая модель «Педагогическая мастерская» уровень «сущность» тип «Свойство»
6. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Знания – дети удивления и любопытства. Луи де Бройль
Структура описания и анализа ПТ: 1.Идентификация ПТ по ЛСМ «Классификация ПТ» 2.Название технологии: принципиальная идея основные качества 3.Концептуальная часть научные теории, гипотезы цели принципы технологии
Критерии анализа концептуальной части: новизна альтернативность гуманизм демократизм современность
4.Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СДП) объем и характер содержания образования дидактическая структура учебного плана, программ
Критерии анализа содержания образования: современность теорий, применяемых в общем среднем образовании соответствие социальному заказу соответствие принципам системности
5.Процессуальная характеристика: мотивационная характеристика организационные формы ОП особенности методов и средств обучения управление ОП категория обучающихся
процессуальной Критерии анализа процессуальной характеристики: целесообразность и оптимальность комплексность методических средств управляемость адекватность содержанию образования адекватность контингенту обучаемых
6.Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы учебные и методические пособия дидактические материалы наглядные и технические средства обучения диагностический инструментарий
Критерии анализа программно- методического обеспечения: научность технологичность достаточная полнота реальность осуществления
Главные критерии оценки ПТ – ее эффективность и результативность по отношению к учителю и обучающимся. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
7. Необходимость знания и учета особенностей познавательных процессов у обучающихся с доминированием левого и правого полушарий мозга для выбора педагогической технологии
Особенности познавательных процессов у обучающихся с доминированием левого и правого полушарий мозга ( по В. В. Голенкову и Е. Б. Филипповой)
Восприятие «Левополушарные»«Правополушарные» Дискретное (по частям) Аналитико-рассудочное Абстрактное Лучше воспринимаются стимулы вербальные легко различимые, знакомые Хорошее восприятие речи (устной и письменной) и её смысловых аспектов, различение главного Плохое восприятие сообщений на фоне шума Хорошее восприятие высоких звуков Целостное Эмоционально-чувственное Конкретное Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка ( без её анализа), шумы Хорошее восприятие сообщений на фоне шума Хорошее восприятие низких звуков
Мышление «Левополушарные»«Правополушарные» Скорее рациональное Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание) Программируемое Использование индукции Оперирование цифрами ( в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами) Скорее эмоциональное Наглядно-образное, синтетическое (чувственное познание), опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности Спонтанное Использование дедукции Привлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров
Память «Левополушарные»«Правополушарные» Хорошая слухоречевая память Плохая память на образы Хорошая память на цифры, формулы, слова Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание) Хорошая произвольная память Хорошее запоминание последовательности событий и хи вероятностных свойств Хорошая образная память Плохая слухоречевая память Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т. д. Доминирование функции запечатления Хорошая непроизвольная память
Общая характеристика интеллекта «Левополушарные»«Правополушарные» Хорошо развит вербальный, логический компонент, приверженность теории Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике
Цель: познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий. Задача минимум: обеспечить усвоение определения понятия «педагогическая технология» и логических оснований классификации. Задача максимум: вызвать интерес и желание овладеть современными педагогическими технологиями. Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться. Ф. де Ларошфуко Завершить показ
Интериоризация – поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Назад
Деятельностная теория ученья (ДТУ) – Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др. ДТУ опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения ЗУН мотивированным и целенаправленным решением задач. Решение задачи – поиск действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условия, чтобы достигнуть результата. Назад
Теория обучения – В. К. Дьяченко. Обучение – особым образом организованное общение, в ходе которого усваивается общественно исторический опыт, все виды человеческой деятельности. Назад
СУД СУД - способы умственной деятельности. СУМ СУМ – самоуправляющие механизмы личности. СДП СДП–сфера действенно- практическая. Назад