НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА Москва, 24 июня 2011 г. Потребности НКО в обучении (по результатам исследования) И. В. Мерсиянова кандидат социологических наук директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем 2 Доклад к XII Международной научной конференции НИУ «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества Москва, 5–7 апреля 2011 г. Руководитель проекта Л.И. Якобсон М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с экз. ISBN (в обл.). Содержание Введение: от патерналистских иллюзий к реальному социальному государству Зарубежный опыт общественно-государственного партнерства в социальной сфере Российские общественные организации и решение социальных проблем: ретроспектива Современные практики российских НКО Заключение Приложение Список источников эмпирической информации
Эмпирическая база Всероссийское обследование негосударственных некоммерческих организаций. Проведено осенью 2009 года Центром исследований гражданского общество и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики. Метод сбора информации – формализованное интервью. Опрошены руководители 1032 организаций. Структура выборочной совокупности репрезентирует сектор НКО по организационно-правовым формам НКО и году создания. 3
Оценка руководителей НКО уровня квалификации 4
Как бы Вы оценили возможности Вашей организации в Вашем городе 5
Какие организации предоставляют такие возможности для НКО в Вашем городе 6
Испытывает ли НКО потребность в обучении и повышении квалификации руководящего состава и сотрудников 7
«Идеальный» формат обучения Средняя продолжительность обучения: В днях – 9-10 дней В часах – часа * Среднее количество слушателей в группе – 15 человек Место проведения В родном городе57% В Москве17% В областном центре14% Формат занятий: Семинары50% Тренинги32% Лекции27% Круглые столы27% Мастер-классы22% Индивидуальное обучение14% Дистанционное обучение8% * В данном случае речь идет о разных форматах обучения – долгосрочных (дни), краткосрочных (часы). 8
В какой мере Вы обеспечены необходимой литературой учебного, научного, прикладного характера, помогающей Вам в организации и управлении деятельностью Вашей НКО 9
В ближайшие 6 месяцев планируете ли Вы посетить или отправить Ваших сотрудников на какие-то тренинги, семинары, курсы и т.п. 10
Планирование обучения Чем больше сотрудников в организации, тем с большей вероятностью ее руководитель планирует обучение в течение 6-ти месяцев. Чем ниже средний размер заработной платы сотрудников, тем с меньшей вероятностью планируется их обучение. НКО, не оказавшие услуги физическим лицам, реже планируют обучение сотрудников, чем те НКО, в которых такие услуги оказываются. Компании, оценившую свою деятельность неудовлетворительно, реже планируют обучение сотрудников. НКО, не планирующие что-либо предпринимать для улучшения своего финансового положения, реже планируют обучение в течение 6-ти месяцев, чем те НКО, кто озабочен изменением своего финансового положения к лучшему. Компании, взаимодействующие с различными субъектами общественной жизни, 11
Благодарю за внимание! Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ 12