Мотивация к сертификации
Главными, важными и влиятельными, но не единственными, факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество. Качество требовалось и обеспечивалось во все времена. Существует множество определений понятия "качество", данных разными известными философами, специалистами, фирмами, международными организациями. Однако для совместной деятельности людей необходима единая терминология. Международная организация по стандартизации ИСО стандартизировала понятие качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. На этом определение мы и будем основываться в дальнейшем.
Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества. Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов производителей, потребителей и общества
Взаимосвязь интересов производителей, потребителей и общества
Модель процесса общего руководства качеством
Преимущества наличия сертификата у предприятий усовершенствовать организационную структуру управления и повысить ее эффективность; повысить уровень качества продукции или услуг; увеличить объем сбыта продукции; снизить непроизводительные затраты (потери при производстве, брак, рекламации); реализовывать выпускаемую продукцию по мировым ценам; повысить имидж компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов;
Преимущества наличия сертификата у предприятий побеждать в конкурентной борьбе; предоставит возможность получения льготных кредитов; формировать общественное мнение о стабильном и прочном положении предприятия на рынке; предоставить возможность получения государственного, муниципального или городского заказа на производство работ и услуг.
обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции уменьшает импорт в страну аналогичной продукции предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований способствует повышению организационно- технического уровня производства стимулирует ускорение НТП Преимущества сертификации продукции в условиях рыночных отношений
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.
обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя) подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках