Век Золотой и век Серебряный – что ярче? Ученики 11 класса: Каверина А., Кузнецов Д.
Цели и задачи исследования: Сформулировать понятия «Золотой век» русской поэзии и «Серебряный век» русской поэзии. Определить временные рамки этих периодов русской поэзии. Выяснить авторский состав, относящийся к каждому из периодов. Проанализировать отличительные черты поэзии Золотого века и Серебряного.
Гипотеза исследования: Если периоды русской поэзии названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры.
Ход исследования: Изучили литературоведческую литературу, сформулировали понятия «Золотой век» русской поэзии и «Серебряный век». Определили временные рамки этих периодов. Выяснили авторский состав каждого периода и составили схему взаимосвязи поэтов внутри «века». Проанализировали отличительные черты поэзии Золотого века и Серебряного.
Результаты исследования: Золотой век в истории русской литературы был порою господства поэзии и приходился на начало 19 века. Под благотворным воздействием Г.Р.Державина, В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова сформировался гений А.Пушкина, который завершил творческие искания своих предшественников и своим творчеством определил весь дальнейший ход русской поэзии. Он создал непревзойденные образцы романтической и реалистической поэзии, обогатив ее произведениями самых разнообразных жанров и самой широкой тематики. По словам Н.В.Гоголя, А.Пушкин «был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого как свечки зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие». Серебряный век, как писал русский философ Н.Бердяев, «это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий…». В этот период создавали свои произведения самые разные писатели, нередко различные по своим принципам, направленности таланта. Но их всех объединяло осознание своей эпохи как совершенно особой и деятельное отношение к проблемам современности. Поэты начала 20 века создавали новую концепцию мира и человека в этом мире.
Временные рамки (приблизительные): 1836 г г г г.
Имена Золотого века. А.С.Пушкин П.Вяземский (сатира), Е.Баратынский (лирика мысли), Н.Языков (ли- рика вольности). А.Дельвиг (идиллии и народные песнп), Д.Давыдов (гусарская лирика), И.Козлов. К.Рылеев, В.Кюхельбекер, А.Бестужев, В.Раевский, П.Катенин(гражданская лирика).
Имена Серебряного века. Символисты Акмеисты: Гумилев Н.С. Городецкий С.М. Ахматова А.А. Мандельштам О. Нарбут В.И. Лозинский М.Л. Иванов Г.В. Зенкевич М.А. Футуристы«Новокрестьянские» поэты: Клюев Н.А. Есенин С.А. Клычков С.А. Орешин П.В. Имажинисты: Есенин С.А. Мариенгоф А.Б. Шершеневич В.Г. Ивнев Р. Поэты, не входившие в литературные группировки: Анненский И.Ф. Розанов В.В. Цветаева М.И. Волошин М.А. Ходасевич В.Ф. Пастернак Б.Л. Амфитеатров А. Чулков Г.И. Декаденты: Мережковский Д.С. Гиппиус З.Н. Минский Н. Кубофутуристы: Хлебников В. Бурлюк Д.Д. Маяковский В.В. Крученых А.А. Лившиц Б.К. «Старшие» символисты: Брюсов В.Я. Бальмонт К.Д. Сологуб Ф. Кузмин М.А. Эго-футуристы: Северянин И. Фофанов К.К. Младосимволисты: Блок А.А. Белый А. Иванов В.И.
Отличительные черты поэзии Золотого века и Серебряного века: В центре поэтического творчества стоит А.С.Пушкин, вобравший все темы и жанры. Другие поэты продолжали и развивали открытия Пушкина, каждый какую-либо одну линию. Для них характерно целостное восприятие мира и ощущение мировой гармонии. Каждый поэт ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии. Все они новаторы в области формы стиха. Они склонны к манифестам, программам. Для них характерно объединение в литературные группировки.
Выводы: Таким образом, выдвинутая гипотеза позволяет говорить о равнозначности для русской культуры поэзии Золотого и Серебряного веков. Каждый период внес свой вклад в развитие литературы, дополняя другой.
Список использованных источников: Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления. «Первое сентября. Литература».1997, 27. Эткинд Е.Г. Там, внутри… О русской поэзии 20 века. С.-П., 1997 г. Десницкий В.А. Статьи и исследования: Сборник. Л., 1979 г. Электронная библиотека. Пушкин А.С. Полное энциклопедическое собрание сочинений